Финансовый рынок невообразим без плюсов и минусов, то есть, без существенных падений не было бы и внушительных подъемов. Эти колебания были очень наглядными в течение последних пяти лет, когда после хорошего года следовал год похуже, и наоборот. 2018-й и 2020-й не порадовали, зато 2019-й и 2021-й были весьма позитивными. Если предположить, что цепочка таких «хороших» и «плохих» лет продолжится, то после неудачного 2022-го следующий — этот год — должен быть позитивным. В любом случае, хорошая новость в том, что, несмотря на колебания, долгосрочные результаты латвийских планов 2-го пенсионного уровня в целом позитивные — как за 10, так и за 15 лет.
Такая же тенденция наблюдается в мировых индексах фондового рынка, как в США, так и в Европе. На протяжении последних пяти лет каждый год заметна выраженно разная динамика цен и направление. Однако долгосрочные тенденции — позитивные.
Именно резкие повороты стали визитной карточкой последней пятилетки. Например, если взглянуть на латвийские планы 2-го пенсионного уровня в период с 2011-го до 2017-го года и сравнить эти данные с показателями за последние пять лет, то мы увидим, что смена направления и динамика были куда менее выраженными. И снова хорошая новость: в долгосрочной перспективе все стремится вверх.
Различия между последним и предыдущим пятилетним периодом можно объяснить значимостью событий, которые способствуют колебаниям на финансовых рынках. Последняя пятилетка была богата на такие события, что привело к более существенным колебаниям финансового рынка в обоих направлениях. Вот несколько примеров:
- В 2018 году президент США Дональд Трамп пытался изменить тогдашнее status quo в торговых отношениях с Китаем, в результате четвертый квартал 2018 года был одним из худших за десятилетие.
- 2020 год весь мир провел в попытках уменьшить влияние Covid-19 на экономику и здоровье. Хотя к концу года финансовые рынки восстановились, в начале года мы пережили большой спад.
- В свою очередь 2022 год начался с ротации отраслей — рывок, который в период пандемии совершили акции технологических компаний, остановился, и год продолжился вторжением России в Украину.
Параллельно центробанки существенно изменили свою политику, увеличив базовые процентные ставки, чтобы обуздать высокую инфляцию. Результат: почти весь год, за исключением марта, июля, октября и ноября, был негативным.
Следует признать, что период с 2011-го по 2017-й год на финансовых рынках был намного более «скучным», без столь значимых событий, как в последнюю пятилетку. Поэтому в этот временной отрезок падения и взлеты были не столь выраженными, и тенденции — более длительными.
Что касается прогнозов на 2023 год, то пока нет оснований полагать, что он будет успешным только потому, что 2022-й был неудачным. По-прежнему много нерешенных важных вопросов, которые оказывали влияние на финансовый рынок в последние годы. Однако четвертый квартал 2022 года вселяет надежды:
- два из трех месяцев были позитивными для акций;
- стремительный рост ставок облигаций может способствовать большей отдаче в будущем;
- есть признаки того, что инфляция хоть немного начинает снижаться;
- растет поддержка Украины со стороны стран Запада и уменьшается зависимость Европы от российских энергоресурсов (и в этом помогает сравнительно теплая погода);
- отношения евро и доллара «нормализовались».
В качестве еще одного позитивного фактора я хотел бы упомянуть следующее: управляющие пенсиями осуществляют все больше инвестиций с добавленной стоимостью. Это, например, инвестиции в балтийские предприятия и инфраструктуру, инвестиции в латвийские леса и инвестиции, связанные с устойчивым развитием. Это тенденции, которые развивались постепенно, но они определенно сохранятся.
Всем успешного 2023 года!
Янис Розенфелдс
председатель правления SEB Investment management, управляющий пенсионными планами SEB