Изменение климата уже сейчас влияет как на сам климат, так и на природу в целом. В 2020 году средняя температура на планете превысила показатели за период с 1850 по 1900 год на 1,2°C, внеся 2020-й в список трех самых теплых годов в истории. Несмотря на то, что из-за Covid-19 темпы глобальных изменений немного замедлились, выбросы парниковых газов в 2020 году продолжали расти.
Андерс Ларсcон
руководитель обслуживания крупных предприятий SEB в Балтии
С целью остановить критическую эрозию экосистем необходимо приложить усилия для того, чтобы более целенаправленно двигаться вперед. Краеугольными камнями нашего будущего должны быть возобновляемая энергия, устойчивые продовольственные системы, «зеленый» транспорт и дружественные к окружающей среде здания. Каковы наши успехи и чего нам ждать в 2021 году?
В повестке дня банков: оценка клиентов и укрепление отраслевых политик
«Зеленый курс» и решимость Европы очень амбициозны. Хотя кто-то может увидеть в устойчивости риски, с учетом ожидаемого регулирования и стремительности перемен, она открывает также небывалые возможности для роста и развития. Ясно, что банковский сектор в этой трансформации будет играть крайне важную роль, поскольку для финансирования этих инвестиций потребуется внушительный капитал.
Банки активно участвуют в переменах, связанных с устойчивостью. Сейчас есть два главных направления — это оценка клиентов и усиление различных политик. Наибольшее влияние банка на климат — косвенное, а именно, через предложения, продукты и услуги, финансовые и инвестиционные решения. Поэтому банки должны продумать, с какими клиентами они работают и как их поддерживают.
Понятно, что финансирование неустойчивых предприятий будет целенаправленно уменьшаться. Мы разработали критерии, чтобы оценить, как наши клиенты реализуют свою программу по вопросам среды, социальным вопросам и вопросам управления (ESG), какие у них политики, структура управления. Сейчас особенное внимание мы обращаем на вопросы среды – оцениваем как прямое, так и косвенное влияние клиентов. Проще говоря, стараемся понять, в каких сферах у клиентов есть вызовы, и что делается для того, чтобы меняться.
С 2022 года банки должны будут отчитываться о соотношении своих «зеленых» активов (Green asset ratio), то есть о том, какая часть их кредитов для частных лиц и предприятий «зеленая», а какая — «коричневая». Таксономия Европейского Союза (ЕС) — это и способ поставить практические цели для разных отраслей, и рамки, в которых сформулировано, что такое «зеленый» и что таковым не является. Например, если говорить о простом легковом автомобиле, то сейчас определению ЕС соответствует транспортное средство, объем выбросов CO2 которого на километр не превышает 50 граммов. В свою очередь в 2025 году автомобиль будет соответствовать таксономии только в том случае, если его выброс выхлопных газов будет равняться нулю.
Одновременно мы существенно укрепили в своей отрасли политику относительно возобновляемого топлива, что включает в себя добычу угля, нефти, газа и торфа, очистку и производство электроэнергии. В группе SEB мы установили, что до 2025 года постепенно прекратим финансировать добычу ископаемого угля и до 2030 года — производство энергии из него.
Как трансформируются предприятия: примеры H&M и Daimler
Сейчас не существует оправданий для того, чтобы не двигаться в направлении устойчивости — для этого доступны все необходимые инструменты, продукты и поддержка. Привязанные к устойчивости облигации, «зеленые» кредиты, займы, связанные с устойчивостью, «зеленый» лизинг и другие продукты, — каждое предприятие может решить, по какому пути идти, и выбрать наиболее подходящие инструменты и скорость для достижения своих целей в сфере устойчивости.
Хочу выделить новую тенденцию на рынке облигаций — облигации, привязанные к устойчивости. В отличие от «зеленых» облигаций, деньги которых предусмотрены для реализации конкретных «зеленых» проектов предприятий, эти облигации привязаны к тому, насколько хорошо соответствующее предприятие способно добиться определенных целей устойчивости.
Стоит отметить пример розничной торговой сети H&M. Это предприятие присоединилось к упомянутой тенденции, выпустив привязанные к устойчивости облигации стоимостью 500 миллионов евро на срок 8,5 лет. Облигации привязаны к трем целям, не достигнув которых H&M будет платить держателям облигаций по более высокой процентной ставке. До 2025 года H&M намерено добиться следующих целей: до 30% увеличить удельный вес переработанных материалов, на 20% с уровня 2017 года сократить эмиссии, которые создаются в результате деятельности предприятия, закупки электроэнергии и теплоэнергии, а также на 10% уменьшить общие эмиссии от добычи сырья, производства ткани, процесса производства одежды и транспорта.
Еще один хороший пример изменений — автомобилестроительная компания Daimler. SEB консультировал Daimler, разрабатывая критерии «зеленого» финансирования предприятия, которое классифицировано как «темно-зеленый», то есть соответствующий самому высокому уровню оценки независимых экспертов института исследований Cicero. Эти критерии Daimler будет использовать, чтобы заимствовать средства, например, используя «зеленые» облигации, «зеленые» коммерческие ценные бумаги и «зеленые» кредиты.
В сентябре 2020 года Daimler выпустил свои первые «зеленые» облигации на сумму 1 миллиард евро со сроком погашения 10 лет, чтобы равномерно двигаться к CO2-нейтральным технологиям и услугам. Нетто-доходы от «зеленых» финансовых инструментов будут направлены на разработку и развитие транспортных средств с нулевой эмиссией, например, электромобилей. В том числе эти средства будут использоваться, чтобы улучшить или построить новое производство для выпуска безэмиссионных транспортных средств, а также разработать процесс переработки батарей и топливных элементов.
2021-й будет годом прорыва для связанной с устойчивостью концепции финансирования
В первом квартале 2021 года рынок устойчивых долговых ценных бумаг превзошел наши прогнозы. Мы ожидаем, что в этом году эмиссии долгосрочных облигаций могут превысить 1 триллион долларов США, то есть будут на 25% больше, чем по нашим самым оптимистичным предположениям в начале этого года.
Объем финансирования увеличивается, поскольку переход набирает более стремительные темпы, чем кто-либо мог себе представить. В 2021 году существенно увеличатся государственные инвестиции в энергетическую инфраструктуру. Уже видны первые признаки, которые бросят вызов отраслям, потребляющим энергию, например, производству автомобилей. Рынок также расширяется, охватывая новые финансовые решения и новые сферы, например, гендерное равенство, качество и доступность воды.
В первом квартале 2021 года на рынке долговых ценных бумаг, связанных с устойчивостью, достигнут рекорд — эмитированы облигации на сумму 378 миллиардов долларов США, это 50% от общего объема 2020 года. Этому способствовали «зеленые» и социальные облигации, которые выпущены в размере 150 миллиардов долларов США и 94,2 миллиарда долларов США соответственно.
Выпуск привязанных к устойчивости облигаций более чем в десять раз превысил объем облигаций, эмитированных за аналогичный период прошлого года, уже сейчас превзойдя общий объем 2020 года. Объем кредитов, связанных с устойчивостью, удвоился. Происходящее свидетельствует о том, что 2021 год будет годом рывка для связанной с устойчивостью концепции финансирования — в отношении как кредитов, так и облигаций.
Андерс Ларсcон (Anders Larsson)
руководитель обслуживания крупных предприятий SEB в Балтии