В течение последнего года в ходе различных дискуссий об устойчивости большой акцент делался на так называемые «зеленые» проекты предприятий. Однако представление о том, что банки финансируют только очевидно «зеленые» и готовые проекты, например, инвестиции в солнечные панели или в ветроэнергетику, ошибочно. У активного участия компаний в трансформирующих проектах есть огромный потенциал.
Интс Крастс
Член правления банка SEB
Европейский союз поставил перед собой цель до 2030 года снизить эмиссии как минимум на 50%. На достижение этой цели у нас осталось меньше 10 лет. В мире кредитования это очень короткий срок. Чтобы мы не отставали, нам необходимо думать об этом и действовать уже сегодня.
Активнее всего трансформацией интересуются экспортеры и предприятия с высокой интенсивностью выбросов
Каждый день работая с клиентами, я могу сказать, что больше всего вопросами устойчивости и «зеленой» трансформации интересуются экспортирующие компании и предприятия в тех отраслях, для которых характерна высокая интенсивность эмиссий – энергокомпании, девелоперы и инвесторы, предприятия деревообрабатывающей промышленности и производители строительных материалов.
Общий интерес бизнеса растет, и есть желание предпринимать конкретные шаги, целенаправленно приводя в порядок каждый этап в цепочке процессов. Сейчас чаще всего предприятия уменьшают свое влияние на окружающую среду, меняя источники освещения, автопарки, инвестируя в развитие производства, используя энергоэффективные решения для утепления зданий, а также постепенно интегрируя в производство более экологичные, дружественные к окружающей среде материалы и сырье.
Часть клиентов начала этот путь как по причине давления со стороны экспортного рынка, так и потому, что хочет формализовать и начать реализацию разработанных ранее стратегий устойчивости, ставя измеряемые цели и демонстрируя их также партнерам в цепочке поставок и внутри менеджмента компаний. Также есть предприятия, которые уже длительное время интегрируют свои стратегии устойчивости и непрерывно их совершенствуют, показывая пример публичному и частному сектору.
Улучшают производство и меняют автопарки
Возможно, у части предприятий сформировалось представление, что вопросы устойчивости на них не распространяются, поскольку в основном речь идет об очевидно «зеленых», готовых проектах. Может быть часть предпринимателей пугается и даже не пытается начать движение по этому пути, если у них нет четкого видения таких проектов в своих компаниях. Но я хочу придать им смелости: устойчивость — не только про это. Также я хочу развенчать миф о том, что амбиции устойчивости касаются только глобальных корпораций или крупных компаний. Поэтому приведу несколько примеров.
Замечательный пример — производитель мебели Daiļrade koks, который инвестирует 1,7 миллиона евро в улучшение своего производства в Валмиере и в замену линии по покраске и сушке мебели. Это позволит улучшить энергоэффективность, будет способствовать конкурентоспособности предприятия и уменьшит влияние на окружающую среду. В свою очередь группа компаний недвижимости Realto заменила большую часть своего автопарка электрокарами и оборудовала возле своих офисов станции зарядки, инвестировав в проект почти полмиллиона евро. Это не только способствует развитию необходимой инфраструктуры, но и мотивирует арендаторов совершать похожие шаги.
Компания по управлению инвестициями в коммерческую недвижимость в странах Балтии SG Capital инвестировала 1,75 миллиона евро, чтобы сертифицировать все принадлежащие фонду комплексы офисных зданий в соответствии со стандартом устойчивости строительных работ BREEAM. Дополнительно предприятие инвестировало в улучшение коммуникации и оборудования, чтобы повысить энергоэффективность и уменьшить количество выбросов. Это вдохновляющие примеры, которые показывают, что можно успешно реализовывать этот путь трансформации, выбирая те улучшения, которые создают высокую добавленную стоимость для каждого предприятия.
У предприятий пока нет «чувства срочности» — с чего начать?
Если рассматривать сотрудничество в этом контексте, то ясно, что банки сами по себе не смогут добиться многого. Например, прямое влияние нашего банка на климат составляет всего 5%, остальные 95% — это косвенное влияние. Оно зависит от финансируемых банком проектов и выбросов, которые создают клиенты – предприятия. Поэтому самое важное — сфокусироваться на том, какую поддержку мы можем оказать бизнесу. Пока у компаний довольно слабое понимание того, как эти перемены затронут именно их. Нам всем нужно учиться — предприятиям и банкам, государственному управлению и партнерам.
Важно понять, что любое предприятие — малое или крупное — является частью общей экосистемы, будь то цепочки поставок или сотрудничество с партнерами и финансовыми учреждениями. Компаниям придется начать вести учет, измерять и показывать в конкретных цифрах свое влияние на окружающую среду и прогресс в сокращении этого влияния. Конкуренты однозначно опередят тех, кто предпочтет остаться в позиции наблюдателя.
Первый шаг — это анализ своего конкретного предприятия с учетом специфики отрасли. Здесь не будет панацеи. Сменить автопарки могут все, но у одной компании эмиссии от автопарка могут составлять 5%, а у другой — 50%. Например, в контексте банка замена всего автопарка на электрокары дала бы сравнительно небольшой вклад, а выгода логистической компании будет намного больше. Это означает, что если каждый сконцентрируется на правильных, важных для себя и своей отрасли вещах, то вместе мы быстрее достигнем цели.
Второй шаг — эмиссии в основном скрываются в расходах, поэтому необходимо думать над тем, как сократить затраты, уменьшив влияние на окружающую среду и добившись более высокой эффективности. Затем полученные плоды эффективности нужно инвестировать в проекты развития устойчивости, чтобы способствовать росту предприятия и уменьшать влияние на среду — как в случае уже упомянутого предприятия Daiļrade koks.
И наконец, следует думать не только о сокращении влияния на окружающую среду, но и о приспособлении к изменениям климата. Например, если больше не будет использоваться уголь, то железная дорога будет меньше перевозить, терминалы — меньше отгружать, порт — обслуживать меньше грузов. Необходимо своевременно думать об альтернативах ископаемому топливу и изучать варианты адаптации инфраструктуры к энергии будущего — например, к водороду, ветряной и солнечной энергии. В данном случае хорошим примером служит предприятие Conexus Baltic Grid, которое в сотрудничестве с балтийскими и финскими операторами транспортировки природного газа вскоре начнет исследование в этой сфере.
Ясно, что от предприятий в этой сфере будут требовать больше. Если когда-то клиенты просили поставщика уменьшить расходы на единицу, например, на 2% каждый год, за счет более высокой эффективности, то в будущем акцент, скорее всего, будет сделан на ежегодное уменьшение интенсивности эмиссий за произведенную единицу.
Не все можно просчитать сегодня — надо делать умный выбор с долгосрочной перспективой
Ведется много дискуссий о том, окупается ли сегодня электромобиль в сравнении с двигателем внутреннего сгорания. Так же, как и разговоров о том, окупится ли за весь свой жизненный цикл самый энергоэффективный холодильник. Однако не все аспекты устойчивости можно финансово рационализировать — следует учитывать нефинансовые аспекты и их последствия для инвестиционного выбора сегодня. Все больше необходимо говорить о стратегии устойчивости, видении и ценностях, которые правильны в долгосрочной перспективе, но, возможно, менее понятны и поддерживаемы в краткосрочном периоде.
Что мы можем делать лучше? Предприятия определенно должны уделить более пристальное внимание оценке промышленного сырья, способствовать использованию дружественных к окружающей среде материалов и материалов с вторичной переработкой, то есть многооборотной экономике (circular economy). Каждый должен следить за тенденциями устойчивости в своей отрасли. Если ограничимся только электрокарами и солнечными панелями, мы упустим возможности создания новых, инновационных продуктов.
Второй фокус — об устойчивости однозначно надо говорить. И речь не только о пресс-релизах или корпоративных отчетах об устойчивости. Если предприятия не будут этого делать, тем выше риск, что их буду считать слабыми. Мы видим, что все у большего числа импортных товаров на прилавках магазинов в маркировке указано влияние на окружающую среду (например, сколько граммов CO2 выделено в процессе производства продукта). Если наши предприниматели не будут считать и рассказывать клиентам, каково влияние их продуктов на окружающую среду, их конкурентоспособность ослабнет — не из-за цены, а из-за соображений потребителя нефинансового характера.
Мы привыкли составлять финансовые бюджеты на три или пять лет, добиваться ежегодных целей, но устойчивость — это амбиции в долгосрочном периоде, и это не так просто измерить и оценить. Нам всем необходимо учиться смещать фокус с финансовых аспектов на нефинансовые, а затем возвращаться к финансовым инструментам, чтобы добиваться целей устойчивости. Одно ясно наверняка — устойчивость останется, от нее никто не убежит и она затронет большую часть предприятий. Хорошая новость в том, что у предпринимателей две возможности: выждать и оказаться в хвосте каравана или действовать на опережение, выбрав собственную тактику.
Интс Крастс
член правления банка SEB