В марте минуло два года с момента крупнейшего за последние десятилетия спада на финансовых рынках. 20 марта 2020 года из-за потрясения, вызванного пандемией Covid-19, финансовые рынки достигли низшей точки, но уже начиная с 21 марта они начали стремительно восстанавливаться, а затем продолжили рост. Нынешний спад на финансовых рынках из-за войны в Украине гораздо меньше, и он более плавный. Вот некоторые факторы, объясняющие разные реакции рынков.
Во-первых, стремительное распространение Covid-19 в тот момент сопровождалось большой неопределенностью относительно потенциального влияния вируса на здоровье человека и пандемии — на мировую экономику. Во-вторых, хотя вирус и затронул весь мир, распространялся он неравномерно в разных частях света в разное время: сначала в Азии, затем в США, потом в Европе. В-третьих, государства одно за другим изолировались от внешних связей, что вызвало «разрывы» и в экономике.
Конечно, большая неопределенность царит и сейчас, однако вторжение России в Украину оказывает географически более узкое прямое воздействие на экономику. Война идет в Восточной Европе, и она создает наибольшую угрозу для экономики именно в Европе, поскольку Европа гораздо больше зависит от российских энергоносителей, чем другие регионы мира. Однако важно правильно оценивать глобальное воздействие инфляции и роста цен на сырьевые товары. Последствия войны будут долгосрочными и далеко идущими как в политике, так и в экономическом плане.
Если после спада в марте 2020 года финансовые рынки и пенсионные планы отыграли назад очень быстро, то восстановление после нынешнего падения может быть медленнее и с более серьезными колебаниями.
Что произошло с пенсионными планами?
Как видно на графике, снижение стоимости доли пенсионных планов 2-го уровня намного меньше, чем в 2020 году. Кроме того, мы видим: как и фондовые индексы, пенсионные планы быстро оправились от воздействия Covid-19 на мировую экономику.
На это тоже есть несколько причин. Во-первых, долгосрочная стратегия управления планами. Во-вторых, диверсификация инвестиций управляющими: деньги вкладываются в разные регионы и разные отрасли. В-третьих, существенное снижение платы за управление, которое управляющие осуществили в предыдущие годы.
Те же тенденции можно наблюдать и при оценке планов 3-го пенсионного уровня в Латвии.
Накопления на старость — дело долгосрочное. Спады и подъемы на финансовых рынках происходят постоянно. Так же, как было преодолено падение весны 2020 года, за этим спадом тоже последует очередной отскок.
Янис Розенфелдс
Руководитель SEB Investment Management