Главная движущая сила в бизнесе — это не жадность и страх, а возможности, энтузиазм и смелость, заявил в рамках Программы развития банка SEB соучредитель и руководитель Tilde Андрей Васильев. Чтобы вдохновить других предпринимателей, он рассказал о пути Tilde — от августовского путча до лабиринтов языковых законов, египетских иероглифов и судьбоносной встречи.
Новая страна — новые возможности
Сейчас и общество в целом, и бизнес в частности испытывают чувство небезопасности, замешательство и страх. «Однако незащищенность, страх и смятение не помогут нам развиваться, расти и пережить это время. Все зависит от того, как мы на это смотрим», — говорит А. Васильев.
По его словам, когда создавалась компания Tilde, тоже было особенное время: в 1991 году Латвия защищала свою независимость, и в воздухе можно было почти физически ощущать перемены, которые несли с собой новые возможности и необходимость заново создавать государство и его основы.
«Во время августовского путча мы с коллегой Улдисом Дзене были совсем молодыми студентами. Было пугающе видеть бронетранспортеры и вооруженных российских солдат на Домской площади. В то же время это был период, когда Латвия возрождалась. А вместе с ней создавалась и сфера информационных технологий, и компания Tilde. Требовались решения для новых персональных компьютеров, которые появились в Латвии», — рассказывает руководитель Tilde. Он пояснил, что тогда компьютеры не позволяли печатать на латышском языке.
«Это была задача, за решение которой мы взялись с моим другом и партнером Улдисом Дзене. Молодыми студентами мы начали создавать решения для персональных компьютеров, чтобы на них можно было бы и писать по-латышски, и верстать газеты и другие издания».
Зачем нужно правописание, если есть корректор?
А. Васильев отмечает: главной движущей силой была необходимость делать то, что на тот момент требовалось обществу, и казалось интересным. В свою очередь мысли о предпринимательской деятельности, о создании бизнеса тогда были второстепенными. «Мы смотрели на то, какие возможности дают миру эти — тогда совсем новые — технологии, и какие технологии мы можем внедрить в Латвии», — говорит он.
Много было и курьезных случаев, вспоминает руководитель Tilde. Например, люди сомневались, что найдутся покупатели на программное обеспечение, еще часть смущала функция проверки правописания в компьютере. «Нам говорили: я использую компьютер как печатную машинку, у меня есть корректор, который проверяет орфографию, грамматику. Однако мы видели, что автоматическая проверка правописания — очень нужная вещь. Сейчас наши инструменты проверки правописания есть почти в каждом персональном компьютере», — говорит А. Васильев.
Движущая сила бизнеса
Спустя несколько лет у А. Васильева появилась возможность получить стипендию и поучиться в Канаде. Он с улыбкой говорит, что проведенные в Йоркском университете шесть недель — это его единственное образование в сфере бизнеса. На одной из первых лекций по управлению предпринимательской деятельностью его учили, что в бизнесе две основные движущие силы — жадность и страх.
«Нам, как школьникам, нужно было несколько раз громко повторить этот тезис про главные движущие силы бизнеса. Мне казалось, что это глупо, как-то по-дурацки, и это осталось в памяти. Потом я долго думал, действительно ли эти движущие силы находятся в основе развития моего предприятия», — вспоминает руководитель Tilde.
В 90-е годы была острая необходимость в решениях машинного перевода. «Определенно не жадность и не страх заставили нас развивать технологии для персональных компьютеров. Мы начали с электронных словарей. А после этого поставили перед собой крайне амбициозную задачу: а что, если бы компьютер умел переводить не только отдельные слова, но и целый текст?» — говорит А. Васильев.
В тупике законов языка
После изучения доступной литературы и опыта зарубежных компаний выяснилось, что основной метод — это пытаться описать язык с помощью законов: каковы закономерности языка, как они отражаются в другом языке.
«Этот метод оказался очень сложным, комплексным. В попытке описать язык нужно написать тысячи законов. Но язык настолько богат, что с помощью даже тысячи законов все закономерности описать невозможно», — указывает А. Васильев. Даже спустя несколько лет работы над этим решением переводить можно было лишь простые предложения.
А. Васильев вспоминает, что предприятие дошло до определенной степени отчаяния. «Мы поняли, что так мы далеко не продвинемся. Это требует ужасно много работы. Расходы огромные. А результат скверный».
Глотком свежего воздуха стала научная публикация, в которой Филипп Коэн, Франц Йозеф Ох и Дэниэл Марку предложили новый подход к переводу. Исследователей вдохновил Розеттский камень, который в свое время помог расшифровать иероглифы древних египтян. «Они подумали: а может мы могли бы по схожей аналогии научить компьютер находить закономерности между текстами, переведенными людьми с одного языка на другой. Вместо соблюдения заданных человеком законов компьютер сам учился бы переводить.
Позднее Франц Ох под крылом американского интернет-гиганта создал широко известный переводчик Google Translate. Дэниэл Марку создал компанию Language Weaver. В свою очередь Филипп Коэн остался верен академической среде и продолжил работу в Эдинбургском университете, руководя исследовательской и академической работой в сфере языковых технологий и машинного перевода.
Судьбоносная встреча
А. Васильеву удалось встретиться с Ф. Коэном на одной из конференций и рассказать ему о неудачах Tilde с переводом на латышский язык по методу языковых законов. «Филипп сразу изменился, у него засияли глаза. Латышский язык... Мало данных, сложная морфология, богатая структура, свободный порядок слов? Очень интересная проблема, хотелось бы сразу взяться за ее изучение!» — вспоминает реакцию Коэна Андрей Васильев.
Так началось сотрудничество с Эдинбургским университетом и Филиппом Коэном. Идея использования нового подхода в переводе малых языков была представлена в Еврокомиссии, чтобы получить финансирование на реализацию более масштабных проектов и разработать систему, которая переводила бы лучше, чем Google Translate.
Созданный в результате Tilde Machine Translation позволяет выполнять перевод с малых языков, используя новейшие методы. Позже компания получила почетный приз за экспорт и инновации, а также приз года Латвийской академии наук.
Возможности, энтузиазм и смелость
«Эта история о том, что не нужно бояться ставить перед собой амбициозные цели и двигаться к их достижению», — подчеркивает А. Васильев. Черпать идеи об управлении компанией он советует из книги Отто Шармера «Теория U. Лидерство из будущего», которая призывает объединить ряд ключевых навыков, создавая физическую и эмоциональную среду для творчества.
«Следует начать с себя. Как пишет Шармер, любые действия определяет внутреннее состояние. Если действия совершаются с позиции страха или жадности, то они не приведут к долгосрочному результату, который доставит радость тебе и окружающим», — пояснил А. Васильев.
Чтобы прийти к внутреннему состоянию, которое открывает новые возможности, важно остановиться на какое-то время, «заземлиться» и свежим взглядом посмотреть на себя, на свою компанию, на общество. А. Васильев говорит, что ему помогает даже обычная прогулка на природе. Также важно прислушиваться к клиентам и сотрудникам, знать их мнение, боль и нужды. «Тогда придет уверенность в том, в чем заключается миссия — твоя и твоего предприятия, как удовлетворять те или иные потребности и находить возможности в этом изменчивом мире», — говорит А. Васильев.
«То, что движет нами — это не жадность и не страх. Я уверен, что нами движут возможности, энтузиазм и смелость», — резюмирует руководитель Tilde.
Хотите вырасти в 10 раз, а не на 10%?
Программа развития банка SEB предусмотрена для амбициозных малых и средних предпринимателей, чтобы через полученные бизнес-знания, поддержку менторов, расширение круга бизнес-контактов и помощь финансовых инструментов способствовать стремительному росту предприятия.
На нашей домашней странице Вы найдете видео презентаций лекторов Программы развития, а также более подробную информацию о программе и вашей возможности принять участие в одной из следующих сессий.