Компании, связанные с индустрией моды, больше не могут продолжать работать по линейной модели «используй, произведи, израсходуй, выбрось» — таков один из главных выводов экспертной дискуссии о будущем модной индустрии, организованной Шведской торгово-промышленной палатой в Латвии.
Компании, связанные с индустрией моды, больше не могут продолжать работать по линейной модели «используй, произведи, израсходуй, выбрось» — таков один из главных выводов экспертной дискуссии о будущем модной индустрии, организованной Шведской торгово-промышленной палатой в Латвии.
Подход, который существовал десятилетиями — постоянно наращивать объемы и прибыль, снижая затраты и не беспокоясь о последствиях — больше не приемлем, поскольку он угрожает будущему всей планеты. Поэтому Анна-Карин Далберг (Anna-Karin Dahlberg), менеджер по устойчивому развитию шведского модного бренда Lindex, убеждена, что все компании, работающие в индустрии моды, должны стремиться к реализации цикличной бизнес-модели, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду и общество.
Латвийские модные компании также должны учитывать, что без ответственного подхода и прозрачности успешная работа на каждом этапе невозможна в будущем. На это указывает не только выявление проблем промышленности и более образованные потребители, но и курс Европейского Союза (ЕС) на то, чтобы стать образцом для подражания во внедрении цикличной экономики и связанных с ней требований для европейских компаний.
Кто должен взять на себя ответственность — бизнес или потребитель?
Индустрия моды сейчас — один из крупнейших загрязнителей на планете, на которого ежегодно приходится около 8–10% от общего объема выбросов CO2. С 2000 года объем производства в отрасли увеличился вдвое, но впоследствии перерабатывается лишь 1% выпускаемой продукции. Остальное просто попадает на свалки.
Казалось бы, латвийские модные компании, которые в основном относятся к категории малого и среднего бизнеса, не должны брать на себя ответственность за глобальную ситуацию. Однако Анна-Карин Далберг подчеркивает, что каждое предприятие и отечественный производитель, независимо от своего местоположения и размера, должны осознавать свою роль как в создании проблемы, так и в ее решении.
Следует иметь в виду, что осведомленность потребителей о влиянии индустрии моды растет, и люди обращают больше внимания на то, что и у кого они покупают. В то же время бытует мнение, что предприятия с каждым годом увеличивают объемы производства, потому что просто приспосабливаются к растущему спросу.
А.-К. Далберг считает, что ответственность за изменение ситуации должны разделить обе стороны — и компании, и потребители. А именно, чем образованнее и требовательнее будет потребитель, тем больше компаний будут вынуждены подстраиваться под заданные им критерии. И наоборот, чем больше предприятий рассказывают своим клиентам и демонстрируют на реальных примерах необходимость изменения привычек и выбора более устойчивых решений, тем более осведомленными станут потребители.
Чтобы понять, как меняется рынок и как реагировать на это компании, Lindex реализует различные проекты психологических исследований, такие как поиск способов устойчивой замены эмоциональных покупок, когда люди приобретают что-то, чтобы уменьшить стресс или удовлетворить другие эмоциональные потребности, а не потому, что конкретная вещь им действительно необходима. А.-К. Далберг отмечает, что консолидация цепочки партнеров и поставщиков также очень важна для достижения общих целей устойчивого развития в отрасли: каждая ответственная компания должна обеспечить включение в эту цепочку только партнеров с аналогичным пониманием и заботами.
Опыт Lindex: целостный подход, а не решение индивидуальных проблем
Не секрет, что одежда и аксессуары обычно производятся в странах мира с серьезными экологическими и социальными проблемами, и безответственный подход со стороны компаний только усугубляет эти проблемы. Кроме того, индустрию моды обвиняют в культивировании нереалистичных стандартов тела.
Осознавая сложный характер решаемых проблем, Lindex уже в 2019 году разработал новый целостный бизнес-подход, который позволил бы решить весь комплекс проблем разом. В соответствии с целостным подходом во все системы ценностей компании включены несколько аспектов — поддержка женщин, уважение к планете и соблюдение прав человека.
Например, что касается женщин, предприятие всегда соблюдает принцип равенства, в том числе путем создания инклюзивной рекламы, в которой модели одного определенного стандарта заменяются женщинами разного роста. Таким образом, компания способствует пониманию концепции боди-позитива.
А.–К. Далберг подчеркивает, что долгосрочная цель компании — изменить мир так, чтобы он остался и для будущих поколений. Чтобы добиться этого, важно предложить клиентам знания об устойчивых решениях, но самое главное — постепенно переходить от линейной бизнес-модели к бизнес-модели замкнутого цикла.
Устойчивое развитие невозможно без циркулярной экономики
А.–К. Далберг объясняет, что в модели замкнутного цикла вторичная переработка отнюдь не главное, как об этом часто думают. Первый шаг — попытаться снизить потребление ресурсов на всех этапах деятельности. В случае с Lindex 82% выбросов происходит непосредственно во время производства, поэтому компания в первую очередь думает о способах экономии энергии при производстве и в процессе транспортировки.
Следующий шаг — повторное использование того, что уже было произведено. И только после того, как сделаны эти шаги, следует переработка. Только в крайнем случае, если все предыдущие возможности исчерпаны, остается полигон отходов.
Итак, бизнес-модель замкнутого цикла направлена на то, чтобы как можно меньший процент выпускаемой продукции попадал на свалки, c одновременным обеспечением экономии ресурсов во всех процессах.
Еще одна цель компании, связанная с принципами бизнес-модели, состоит в том, чтобы к 2025 году вся одежда была спроектирована так, чтобы ее можно было использовать как можно дольше, то есть она должна быть изготовлена из переработанных или других материалов, соответствующих критериям устойчивости.
А.-К. Далберг отмечает, что все компании отрасли должны учитывать, что в будущем они должны будут обеспечивать повышенную прозрачность процессов, например, быть способными подтвердить, что на всех этапах производства и поставок обеспечивается соблюдение прав человека.
В рамках европейского «зеленого» курса в ЕС разрабатываются новые стратегии климатической нейтральности и внедрения экологически чистых продуктов, и эти стратегии будут обязательными для компаний в различных отраслях, включая индустрию моды. Например, планируется, что для каждого продукта потребуется собственный паспорт, который позволит полностью отслеживать все развитие этого продукта, чтобы убедиться, что компания следовала лучшим практикам и сделала все от нее зависящее, чтобы уменьшить свое влияние на планету.