В то время, когда практически все вокруг говорят об устойчивости, может сложиться впечатление, что каждый из нас как в своей повседневной жизни, так и в предпринимательской деятельности соблюдает рекомендации по достижению лучшей устойчивости и стремится быть более ответственным, «зеленым» и более взвешенно относиться к будущему. Однако на практике мы видим, что лишь небольшая часть предприятий запустила реальный и серьезный процесс перемен и задумывается дальше рамок, установленных в документах типа политик корпоративной социальной ответственности. Можно даже сказать, что сейчас в тренде много думать и говорить об этом, и меньше – делать.
Но ясно, что предприятия, которые серьезно интегрируют аспекты устойчивости в свою работу, в долгосрочной перспективе будут на несколько световых лет опережать конкурентов. Почему компаниям интересна устойчивость и окупится ли она вообще?
Действовать так, как будто мы планируем здесь остаться
Особую актуальность вопросы устойчивости обрели в период Covid-19, когда много говорится о том, как мировая экономика восстановится после кризиса. Мы видим, что это замечательная возможность опираться в своем развитии на плечи устойчивости. Но понимание того, что именно под этим подразумевается, довольно разное. Концепция устойчивости выходит далеко за рамки дружелюбного к окружающей среде образа жизни и «зеленых» экомагазинов. Одно из простейших определений устойчивости — «действовать так, как будто мы планировали здесь остаться».
В большой степени вопросы устойчивости связаны также с управлением компанией. Они должны быть включены и в управление персоналом: как компания заботится о развитии и вовлечении своих работников; в производственный процесс, с заботой о рабочей среде, о здоровье и безопасности работников, в мыслях о ресурсах, которые используются в производственных процессах и какие побочные продукты при этом создаются. Не менее важно, как оцениваются поставщики — смотрит ли предприятие только на самую низкую цену или оценивает также репутацию поставщика и то, как он заботится об условиях труда, об оплате труда своих работников.
Все больше исследований доказывают, что быть устойчивым предприятием — окупается. По сути преимущество устойчивого предприятия распределяется по трем основным направлениям – это более высокая отдача капитала, возможности развития и уменьшение рисков.
У предприятий с позитивной стратегией устойчивого развития — более высокая отдача капитала
Из 90% исследований об устойчивости следует, что хорошие стандарты устойчивого развития уменьшают расходы капитала, в свою очередь 80% исследований доказывают, что у цены акции предприятия с устойчивым управлением позитивная кореляция. К такому выводу пришли представители компании по управлению активами Arabesque Partners и Оксфордского университета, проанализировав почти 200 исследований об ответственном подходе к ведению бизнеса.
Поэтому логично, что внимание инвесторов привлечено к ценным бумагам, эмитированным устойчивыми предприятиями. По данным организации Forum For Sustainable And Responsible Investment, общий объем управляемых ценных бумаг устойчивых предприятий на рынке США в период с 2018 года до 2020 года вырос с 12 триллионов до 17,1 триллиона долларов США, что в целом составляет третью часть от профессионально управляемых инвестиционных портфелей.
Международная консалтинговая компания McKinsey&Company также подчеркивает позитивное влияние устойчивости в оценках предприятий — по ее данным, инвесторы будут готовы платить вплоть до 10% больше за предприятие с позитивной стратегией устойчивого развития по сравнению с компанией, которая не уделяет должного внимания вопросам своей устойчивости.Международная консалтинговая компания McKinsey&Company также подчеркивает позитивное влияние устойчивости в оценках предприятий — по ее данным, инвесторы будут готовы платить вплоть до 10% больше за предприятие с позитивной стратегией устойчивого развития по сравнению с компанией, которая не уделяет должного внимания вопросам своей устойчивости.
Фокус устойчивости важен не только для компаний, которые представлены на финансовых рынках. Постепенно и у нас, в Балтии, меняется способ, которым банки оценивают, каким предприятиям и на какие цели предоставить заем, и вопросы устойчивости включены в оценку кредитного риска. Поскольку банковская отрасль играет важную роль в развитии экономики, она способна внести очень существенный вклад в достижение целей устойчивости. Предполагается, что вскоре мы увидим различия в условиях банков для предприятий с разным подходом к вопросам устойчивости.
Возможности роста — люди хотят покупать долгосрочные продукты
Корпоративная устойчивость в течение нескольких лет из идеи превратилась в реальность, продвижению которой особенно способствует смена взглядов и поколений. Более молодые поколения обращают все больше внимания на аспекты устойчивости, и считают, что это их ответственность — покупать товары и услуги, которые дружественны как для окружающей среды, так и для общества. Это дополнительная мотивация для предприятий работать над созданием долгосрочных товаров и услуг, чтобы быть способными удовлетворить растущий спрос в категории этих продуктов.
Хотя есть ряд существенных отличий во взглядах на то, могут ли долгосрочные продукты продаваться дороже, проведено несколько исследований, которые доказывают, что 70% покупателей в разных категориях продуктов за долгосрочный продукт будут готовы платить на 5% больше по сравнению с обычным продуктом при условии, что качество обоих продуктов равноценное.
Зачастую нет необходимости разрабатывать новый продукт, достаточно внести небольшие изменения в существующий — заменить только одну из составляющих или дифференцировать модель ценообразования. Например, международная фармацевтическая компания GlaxoSmithKline сосредотачивает реализацию своей бизнес-модели не только на развитых, но и на развивающихся странах, где покупательская способность ниже, чем в развитых странах, применяя эластичные модели ценоообразования продуктов. Цель компании — сделать разрабатываемые медикаменты доступными для более широкой аудитории и новых рынков, и это не только устойчивый подход, но и возможность увеличить оборот предприятия.
Амбициозные цели в этой сфере поставила перед собой также международная компания по торговле мебелью IKEA, которая решила до 2030 года дать вдохновение и возможность жить лучше как минимум одному миллиарду человек, учитывая ограниченные ресурсы планеты.6 Один миллиард в любой сфере — амбициозное число, которое заставляет найти более эффективный способ работать, уменьшая расходы и делая продукцию более доступной большему числу покупателей. Это неизбежно приводит к инновациям, которые хотят приобретать сегодняшние покупатели — это те продукты, которые тратят меньше электроэнергии, занимают меньше места, более легкие, эффективные и они обеспечивают то, что общий ресурс потребления на протяжении всего жизненного цикла продукта уменьшается.
Уменьшение рисков — штрафы и репутационные угрозы
Если взглянуть на исторический аспект устойчивости, то становится ясно, что он формировался уже довольно давно — в то время, кргда нормативные акты во многих сферах были недостаточно проработаны и возник конфликт между надзорными институциями и предприятиями в надзираемых отраслях. Проверялись границы того, насколько далеко можно зайти, чтобы получить как можно большую выгоду для себя, что часто приводило к внушительным денежным штрафам.
Эта проблема остается актуальной и сейчас. Согласно исследованию McKinsey&Company, способность получения прибыли (EBITDA) примерно у трети предприятий подвергается риску, который могут создавать штрафы со стороны надзорных учреждений. В некоторых отраслях, например, в автопроме, авиации и безопасности этот риск может составлять вплоть до 60% от способности получения прибыли предприятия.
За примерами далеко ходить не нужно. Один из ярчайших примеров — это скандал, известный под названем «дизельгейт»: автостроительного гиганта Volkswagen в 2015 году обвинили в занижении показателей уровня выбросов и оштрафовали на один миллиард ево. На тот момент это был крупнейший штраф, который в Германии когда-либо был наложен на предприятие. К существенным рискам следует отнести также угрозы репутации предприятия. Буквально на днях в средствах массовой информации можно было прочитать о местном кондитерском предприятии, которое обвинили в торговле людьми. На это незамедлительно отреагировали крупнейшие торговцы продовольствием, прекратив закупки у этой фирмы. Это, несомненно, серьезно отразится на предприятии и его жизнеспособности.
Может казаться, что устойчивость — это что-то дорогое и предзначенное только для крупных, международных компаний, однако это не так. Радует, что позитивные веяния наблюдаются также в Латвии. Нет необходимости сразу строить новое производство стоимостью в несколько миллионов евро или публиковать объемные обзоры по вопросам устойчивости. Достаточно, если мы начнем собирать плоды с самых низких веток яблони: пусть это будут легко внедряемые инвестиции с коротким периодом возврата, например, смена освещения на LED-лампочки, использование более энергоэффективного оборудования или просвещение покупателей и работников в вопросах устойчивости. Рим тоже не один день строился, — точно так же и с включением устойчивости в повседневную жизнь предприятия. Если работать целенаправленно, шаг за шагом делая хорошие вещи, будет достигнут и результат.