Сфера устойчивости и связанные с ней регламенты неизбежно надвигаются на предприятия как снежный ком. В то же время устойчивость открывает бесконечные возможности для поиска и реализации новых идей. О вызовах и возможностях устойчивости рассказывает руководитель по устойчивому развитию банка SEB Виктор Торопов.
Новая и обязательная реальность
Если раньше на устойчивость можно было смотреть как на модное веяние, то сейчас она уже стала обязательной необходимостью, говорит В. Торопов. «Мы находимся на том этапе, когда те, кто формирует политику, разработали очень много конкретных вещей. В нашем регионе это Европейский Союз, который уже внедрил, внедряет и будет внедрять все больше различных регламентов. На мой взгляд, это существенно изменит бизнес-среду как для крупных компаний, так и для новых предприятий», — объясняет В. Торопов.
Несмотря на то, что предпринимателям следует считаться и с определенной бюрократией, в основном устойчивость открывает путь к новым возможностям, подчеркивает В. Торопов. «Это будет жесткая адаптация и понимание, о чем речь. Те, кто отыщет и поймет мысль, вокруг которой можно развивать новые идеи, однозначно останутся в выигрыше», — говорит он.
К тому же устойчивость охватывает не только аспекты, связанные с климатом, но и социальные темы, вопросы управления средой, создания бизнес-модели, сотрудничества с партнерами и поставщиками и т.д.
Время возможностей
По результатам опроса, проведенного банком SEB среди крупных предприятий, многие латвийские компании сейчас ищут тот самый верный способ интегрировать в повседневную жизнь принципы устойчивости. В. Торопов подчеркивает: недостаточно, чтобы за эту сферу отвечал только один человек: необходимо добиться, чтобы все больше людей работали над вопросами устойчивости и углубленно разбирались в этой проблематике.
«Самое классное, что в этой теме очень многие люди находят личный интерес и мотивацию. Тема очень новая и обширная, ее хочется изучать и углубляться в нее. Она неизбежно надвигается на нас, словно снежный ком, но в то же время дает возможности каждому найти свою «изюминку», свой интерес», — говорит В. Торопов. Он добавляет, что его самого больше всего привлекает возможность внести позитивный вклад в общество и природу, а также возможность выделить главную идею довольно объемного регламента и предпринимать шаги для реализации этой идеи.
По оценке В. Торопова, предпринимательская среда Латвии в плане устойчивости сейчас находится в начале пути. Он отмечает, что вопросы устойчивого развития станут актуальными сперва для крупных компаний, на которые регламенты окажут набольшее влияние. В свою очередь для малых и средних предприятий это откроет новые возможности, поскольку крупные предприятия все активнее начнут искать решения, способные внести аспекты устойчивости в модели их бизнеса.
К тому же для «зеленых» решений доступно как финансирование Европейского Союза, так и очень выгодные предложения со стороны финансового сектора. «Банк SEB очень мотивированно смотрит на проекты «зеленого» направления, проекты с устойчивой бизнес-моделью», — подчеркивает В. Торопов. Он напоминает, что банк SEB охотно дает предприятиям советы и консультации по вопросам «зеленой» трансформации.
Устойчивая компания— что это такое?
Цели устойчивого развития ООН, Парижское соглашение и Европейский «зеленый» курс — это рамочные документы в сфере устойчивости, но дополнительно появляется также множество конкретных регламентов, говорит В. Торопов.
Например, с 2022 года вступит в силу регламент о таксономии, цель которого — создание системы классификации «зеленых», устойчивых видов экономической деятельности. Сейчас весьма распространено явление, обозначаемое как greenwashing, «эковтирательство», когда почти на каждом товаре помещается надпись «bio-», «eko-» и т. п.
«Многие отрасли до сих пор пытаются понять, что оговаривается в регламенте. Однако это самое простое. Наибольший вызов заключается в том, что для каждой сферы разработаны очень конкретные цели, которых необходимо достичь», — подчеркивает В. Торопов. В большинстве случаев цели тесно связаны с объемами выбросов CO2, углеродным следом. Поэтому компания должна быть способна измерять объем выбросов, который создает ее модель бизнеса.
«Главная идея и философия этого документа — если ты делаешь что-то вредное для природы, то тебе надо начать думать о том, как усовершенствовать свой бизнес, перестроить его таким образом, чтобы он в лучшем случае стал менее интенсивно загрязнять окружающую среду. Если ты загрязняешь окружающую среду, то тебе следует дополнительно делать что-то, что это загрязнение компенсирует, — объясняет В. Торопов, —Европа и весь мир стремятся к климатической нейтральности».
Одна из составляющих регламента устойчивости — это открытость. То есть, предпринимателям нужно отчитываться о проделанной работе. «Это не про оправдания. Это про необходимость рассказывать о проделанной работе, делиться историями успеха и своим видением в целом. И надо смотреть шире, чем в контексте одного предприятия: след CO2 нужно измерять не только в своем офисе, необходимо изучить также своих поставщиков, осознать, какую бумагу ты закупаешь, какую электроэнергию используешь, какой автопарк. Все вместе это и становится индикатором», — заключает В. Торопов.