8 сентября руководство Европейского центробанка (ЕЦБ) на заседании по денежно-кредитной политике приняло решение поднять процентные ставки в евро на 75 базисных пунктов. Крупнейшее единоразовое повышение процентных ставок с момента создания ЕЦБ и введения евро стало ответом на новый рекордный уровень годовой инфляции в еврозоне в августе (предварительно 9,1%).
До сих пор рекордным повышением ставок за один раз в еврозоне был рост на 50 базисных пунктов. Такое случалось трижды: в апреле 1999 года, в июне 2000-го и в июле этого года (самый популярный шаг повышения исторически составлял 25 пунктов, это происходило 16 раз). На этом шаге в повышении процентных ставок в евро ЕЦБ не остановится. Продолжение следует.
Кроме того, на сентябрьском заседании были опубликованы свежие прогнозы ЕЦБ относительно ВВП и инфляции (Иллюстрация 4). Поведение цен на энергоресурсы и вызовы, связанные с поставками, особенно в Европе, давление цен в секторе услуг после открытия экономики в результате завершения пандемии, рост зарплат и падение стоимости евро вынудили существенно скорректировать прогнозы инфляции в сторону увеличения (на этот год — до 8,1%).
Благодаря позитивным сюрпризам в экономических данных за первое полугодие, Европейский центробанк повысил прогноз роста ВВП на этот год до +3,1%. В свою очередь прогноз ВВП на 2023 год снижен до +0,9% — из-за проблем с поставками энергоресурсов, высокой инфляции и ухудшения настроения потребителей. По мнению ЕЦБ, рецессия в следующем году ожидается только при худшем сценарии, если будут перебои с поставками энергоносителей в сочетании с холодной зимой.
Выводы для кредитов
Здесь возникает адекватный вопрос, является ли повышение ставок горькой пилюлей от инфляции, поскольку горечь — в виде растущих процентных платежей по кредитам — точно присутствует, а вот более низкую инфляцию в течение ближайшего времени никто не обещает. Но одно ясно: столь низких расходов по займам, как в предыдущие восемь лет, в ближайшие годы не будет (если вообще когда-нибудь будет). ЕЦБ находится на пути повышения процентных ставок, сворачивать с которого он пока не планирует.
Что касается дальнейших повышений процентных ставок, то более точную информацию в ходе пресс-конференции руководитель Европейского центробанка не предоставила, единственно пообещав повышение в следующие от одного до четырех заседаний (такой ответ из уст руководителя ЕЦБ на пресс-конференции «вытянули» журналисты), и решения будут приниматься на основании актуальных данных. Следующее заседание ЕЦБ состоится 27 октября и очередное повышение процентных ставок кажется почти гарантированным, что означает дальнейший рост процентных ставок по кредитам. При этом темпы роста расходов могут и снизиться. С учетом того, что большую часть предыдущих прогнозов процентных ставок можно выбросить в мусорник, нет особого смысла снова пытаться угадать, на сколько именно увеличится плата за кредиты.
В качестве утешения можно отметить: принимая во внимание нынешние цены на рынке, выглядит так, что рынок сейчас сигнализирует о том, что ставка трехмесячного Euribor направляется в сторону 2,5% (8 сентября 3-месячный Euribor был 0,836%) — и это более низкий уровень, чем, например, ожидаемый рост процентных ставок в долларах США. Определенно стоит учитывать и то, что до этого сигналы рынка никогда не были точными, поскольку еще весной никто особо не прогнозировал, что ставка перевалит за 1,5%.
С сегодняшних 0,836% прогноз удорожания ставки трехмесячного Euribor составляет еще примерно 1,6%. В течение года это увеличило бы процентные платежи по кредиту на сумму 100 000 евро примерно на 1622 евро (~135 евро в месяц), если не выплачивается основная сумма. Но поскольку в Латвии, как правило, существенную часть ежемесячных платежей составляет в том числе и возврат основной суммы, то прогноз роста расходов по процентам в евро — меньше. Это то, что могло бы добавиться к тому удорожанию, которое было до этого. Но поскольку условия кредитов и установленные процентные ставки очень разные, то и расчеты для каждого заемщика будут отличаться.
Какие еще выводы?
На рынке — позитивные процентные ставки в евро, и это вынужденно пробудит давно забытый рынок депозитов. Так же, как не сразу и не для всех применялись негативные ставки, на территории позитивных процентных ставок еще пройдет какое-то время, пока они начнут оказывать на рынок существенное влияние.
Ухудшение индекса настроения, высокая инфляция и растущие процентные ставки увеличивают риск. У цены денег условно есть два компонента — себестоимость и цена риска, поэтому на рынке возможно и «ускорение» выплат новых кредитов, поскольку расти будут обе вышеупомянутых составляющих.
Несмотря на то, что в последние месяцы рост объема вкладов домашних хозяйств тормозился, это все-таки по-прежнему рост. А это значит, что экономика может пережить комбинацию роста инфляции и процентных ставок. Самый серьезный вызов для Латвии — не грядущая зима, которую, исходя из математических расчетов, пережить можно, а увеличившаяся в последние годы пропасть между домашними хозяйствами с высокими и низкими доходами. Европейский центробанк тоже признает: необходима более целенаправленная поддержка тех, кого тяжелее всего затрагивает рекордно высокий уровень инфляции.
Горечь «лекарства» ЕЦБ ощущается уже сейчас, и есть надежда, что оно успешно справится со снижением уровня инфляции, поскольку высокая инфляция — нежелательная «болезнь». К сожалению, повышение процентных ставок (и регулирование объема денег) — единственное средство, которое центробанк может дать «больному»; власти над перипетиями рынка энергоресурсов у ЕЦБ нет.
Андрис Лариньш
Pуководитель управления финансовых рынков банка SEB