Если говорить о системах безопасности в сфере автомобилестроения, то одним из важнейших нововведений является автономная система аварийного торможения. Система автоматически начинает тормозить, если возможно столкновение. Европейский центробанк (ЕЦБ) не просит и не принимает указания от учреждений, правительств или каких-то других структур. В то же время правительствам стран-участниц еврозоны и другим учреждениям Евросоюза нельзя оказывать влияние на решения ЕЦБ, то есть, ЕЦБ ведет автономную деятельность и его нынешнее поведение на фронте процентных ставок заставляет думать об аварийном торможении до того, как инфляция вошла в катастрофическую спираль, когда цены растут, зарплаты повышаются, расходы можно не уменьшать, можно продолжать повышать цены и снова увеличивать зарплаты…
За счет повышения процентных ставок частично тормозится потребление: тормозится как спрос на новые кредиты, так, к сожалению, уменьшается и платежеспособность нынешних заемщиков. Риск в этом случае заключается в слишком стремительном торможении спроса, возможном ухудшении ситуации на рынке кредитов и слишком резком охлаждении экономики.
Следует отметить, что очень высокая инфляция – это проблема не только Европы, и ЕЦБ не единственный центробанк в мире, который действует агрессивно. Несколько центробанков провели даже более стремительное повышение процентных ставок.
27 октября руководство ЕЦБ на заседании кредитно-денежного комитета приняло решение второй раз подряд повысить процентные ставки в евро на 75 базисных пунктов. В результате ЕЦБ в этом году – с июля – свои процентные ставки в евро повысил в целом на 200 базисных пунктов. Это очень агрессивная реакция на по-прежнему высокий уровень инфляции еврозоны (годовая инфляция в еврозоне в сентябре была 9,9%). С момента введения евро в 1999 году это только второе такое большое повышение за один раз (первое такое большое повышение было в сентябре этого года).
Выводы по кредитам:
Идет 24 год жизни евро, что на фоне глобального финансового рынка – детский возраст. Поэтому для расчетов потенциальных сценариев и их влияния на процентные платежи не слишком уж много исторических данных и опыта. Мы сейчас переживаем четвертый, а если оценивать на основании долгосрочного влияния на рынок, третий цикл роста процентных ставок в евро, поскольку рост 2011 года на 50 базисных пунктов очень быстро был охлажден стремительным снижением ставок. Сейчас происходит самый стремительный рост процентных ставок – примерно в течение трех месяцев центробанк повысил процентные ставки в евро на 200 базисных пунктов, что с лихвой уже отображается в рыночных процентных ставках.
Скачок ставок, который отобразился в таблицах Euribor, в первую очередь существенно влияет на процентные платежи по ипотечным кредитам и лизингу. В зависимости от продукта и примененной процентной ставки у некоторых заемщиков процентные платежи в течение полугода уже удвоились. Такой рост расходов еще летом редко кто прогнозировал.
Пока выглядит так, что цикл роста процентных ставок в евро еще не закончился и, возможно, будут побиты вершины предыдущих циклов. До сих пор самый высокий рост был в рамках цикла 1999 года – 225 пунктов и в период 2005-2008 годов – 250. В обоих случаях достижение этих вершин заняло значительно больше времени – почти год в цикле 1999-го и два с половиной года в рамках цикла повышения ставок, начатого в 2005-м. Сколько раз и насколько высоко ЕЦБ еще мог бы повысить процентные ставки не знает даже руководство ЕЦБ, поскольку решения принимаются на основании актуальных экономических данных, в основном – показателях инфляции, которые совсем не просто прогнозировать в нынешних обстоятельствах, когда тон на рынке диктуют колеблющиеся цены на энергоресурсы, война в Украине, восстановление после пандемии Covid и ситуация с цепочками поставок.
Хотя в ближайшие месяцы ожидается дальнейший рост процентных ставок в евро, это не может длиться вечно, и рано или поздно в повышении ставок, скорее всего, наступит пауза. По крайней мере финансовый рынок в своих ценах в будущем по сравнению с сентябрем стал более приземленным. Если еще в сентябре уровень трехмесячной ставки на следующий год предсказывался на уровне 3,5%, то после заседания 27 октября он опустился ниже отметки в 3%. Это не прогноз, а свидетельство того, что ослабевают ожидания дальнейшего роста процентных ставок (но рыночные цены редко когда являются хорошим индикатором, чтобы что-то спрогнозировать).
На рынке снова растет значение кредитных рейтингов. Если в период негативных процентных ставок рейтинг в основном замечали только инвесторы, которые действовали на рынке облигаций (потому что процентная ставка по депозитам в евро была в основном нулевая), то сейчас этот вопрос становится все более актуальным – кредитный рейтинг отражается в процентных ставках по вкладам. Когда «пол» процентных ставок находился на нулевой отметке, упомянутое в учебниках соотношение риска и цены не работало. Сейчас следует учитывать, что соотношение риска и цены вернулось в повестку дня, что мы очень наглядно видим как в таблицах процентных ставок правительственных облигаций, так и в процентных ставках по вкладам.
Реакция рынка на заседание ЕЦБ была довольно нейтральной, поскольку такое повышение процентных ставок в евро прогнозировалось. Цена евро в долларах США 27 октября колебалась на уровне паритета, долгосрочные процентные ставки в евро немного уменьшились, а индексы акций в евро зоне удерживались от небольших минусов (например, во Франции) до небольших плюсов (в Германии).
Андрис Лариньш
руководитель управления финансовых рынков банка SEB