Начатая Россией война взметнула волну инфляции, которая не замедлит отразиться в ценниках на прилавках магазинов — в особенности это касается таких товаров как подсолнечное масло, кукуруза, пшеница, куриное мясо и прочих основных продуктов украинского экспорта. Чего же ждать в ближайшие месяцы?
В феврале годовая инфляция достигла 8,7%, и она продолжит идти вверх. Наибольшее влияние на потребительские цены оказало удорожание продуктов питания, рост расходов на жилье, транспорт, товары и услуги, связанные с отдыхом и культурой, на одежду и обувь, здравоохранение и предметы домашнего обихода.
От подсолнечного масла до курятины
Сейчас все явно указывает на более мощную волну инфляции, которая создаст в экономике сильный «встречный ветер». В этом контексте важное значение в формировании общего инфляционного фона будет иметь ряд факторов.
Первый из них — продовольствие, удорожания которого нам не избежать. Высокие цены на энергоносители и удобрения еще больше осложняют ситуацию, поскольку невозможно компенсировать рост цен в длинной производственной цепочке. Война на Украине усугубляет этот эффект.
Чтобы обоснованно предположить, по каким группам товаров рост будет наиболее ощутимым, достаточно взглянуть на структуру и объемы украинского аграрного экспорта: подсолнечное масло, кукуруза, пшеница и куриное мясо — вот основные группы украинского экспорта.
Цены на пшеницу на биржах уже достигли рекорда. На Россию и Украину приходится около 25% мирового экспорта пшеницы. Поэтому глобальный стресс стремительно возрастает, особенно в странах Ближнего Востока.
Высокие цены на энергоресурсы отразятся на расходах фермеров и производителей продуктов питания в Латвии и других европейских странах, что делает повышение цен комплексным, всеобъемлющим. По мере роста цен на одну группу товаров спрос будет смещаться на другие, создавая ценовое давление и там. В некоторых группах цены могут какое-то время не повышаться или даже немного снизиться, поскольку товары, которые ранее шли в Россию и Украину, будут искать новых покупателей на других рынках сбыта.
Раскатанные танками озимые
Немного поправить положение можно было бы в том случае, если бы военные действия стихли до посевной, танки не раскатали бы озимые, и в этом году выдался бы хороший урожай. Если же будут неблагоприятные погодные условия, ситуация в мире может стать критической, поскольку страны могут начать ограничивать экспорт, и цены еще вырастут.
Безусловно, будет рассмотрен вопрос использования государственных стратегических запасов, которых в целом достаточно для нормализации ситуации. Скоординированное вмешательство Европы может скорректировать ситуацию, но не предотвратить ее. Глобальные резервы распределены по странам неравномерно, и каждое государство будет руководствоваться собственными внутриполитическими соображениями.
С учетом дополнительного влияния ковида, многим странам грозят реальные проблемы с доступностью продовольствия. Если рост цен станет экстремальным, обострятся дискуссии о снижении НДС и компенсациях.
Что увидим в счетах за энергию?
Сейчас со всех сторон, особенно со стороны Евросоюза, просчитываются разные сценарии влияния санкций и других мер на цены энергоносителей. Вскоре будут начаты мероприятия для обеспечения энергоснабжения, чтобы свести к минимуму стресс и рост цен на энергоресурсы. Эффективность этих мер мы сможем оценить осенью.
Скорее всего, для того, чтобы максимально компенсировать колебания, будут задействованы дополнительные меры поддержки для предприятий и домашних хозяйств. Однако и в таком случае счета за энергию будут больше, чем сейчас. Здесь тоже есть возможности для снижения НДС, хотя влияние его ограничено.
Европейский центральный банк будет стремиться сдерживать рост инфляционных ожиданий. Но у ЕЦБ нет инструментов, чтобы влиять на процессы, приводящие к росту цен на энергоносители и продукты питания. В этих условиях центробанк может занять выжидательную позицию и отложить повышение процентных ставок.
Инфляция будет расти, покупательская способность — падать
Стоит надеяться, что уменьшится воздействие ковида на цепочки поставок — это могло бы облегчить или в известной степени компенсировать негативное влияние войны в Украине.
Рост инфляции продолжится, и вскоре она уже превысит отметку в 10%. Покупательская способность все большего числа жителей будет снижаться.
Учитывая, что отказ от энергоносителей из России практически неизбежен, дальнейший ход инфляции будет определяться тем, насколько успешным будет поиск или создание альтернатив российским энергоресурсам. Также следует надеяться на дальнейшее снятие ограничений, вызванных пандемией.