Под влиянием побочных эффектов кризиса, вызванного пандемией, и мер поддержки все более выраженным становится рост инфляции, особенно в сфере цен на продовольствие. Когда можно рассчитывать на то, что волна отступит?
В июне уровень потребительских цен по сравнению с тем же месяцем прошлого года вырос на 2,7%.
Больше всего на изменения уровня потребительских цен в течение года повлиял рост цен на транспорт, продовольствие, одежду и обувь, алкоголь, здравоохранение, товары и услуги, связанные с отдыхом и культурой.
Умеренный рост перед скачком
Рост инфляции в июне был сравнительно спокойным, по сравнению со скачком, который последует в июле. При этом очертания более длительной тенденции обозначились уже в начале года, и происходящее не удивляет.
Сейчас мы погружаемся все глубже в острый и неприятный период инфляции, когда регулярно будут приходить сообщения о росте цен, создавая колебания в обществе.
Понятно, что после периода низкой инфляции нынешние события создают растущий резонанс, поскольку поведение цен отражается на покупательской способности, и это в условиях неопределенности усиливает стресс. Стремительности изменений способствует также тот факт, что в прошлом году цены во многих сегментах буквально рухнули, особенно цены на энергоресуры. Сейчас они перескакивают предыдущий уровень и таким образом создается огромный прирост.
Если бы в прошлом году цены не снизились, а — при нормальном сценарии — продолжали расти, то нынешний рост был бы менее шокирующим. Плохая новость в том, что рост стремительный и по-прежнему создаются условия для того, чтобы цены на энергоресурсы продолжали расти. Однако нельзя исключить также то, что в какой-то момент они могут снова рухнуть.
Продовольствие дорожает
Самое неприятное, что может произойти в ближайшее время, касается цен на продукты питания. В этой сфере уже формируется целый набор многочисленных факторов, способствующих повышению цен.
Условия для удорожания продовольствия формировались еще до кризиса Covid-19, например, во время разгара африканской чумы свиней в Китае, торговых споров между США и Китаем.
Сейчас добавляются факторы, которые затрагивают влияние предыдущих ограничений на производство и доступность рабочей силы, а также нарушения в цепочках поставок и растущие расходы на транспортировку продуктов. Засуха и спекуляции повысили цены на сырье, а рост энергоресурсов заставил цены производителей стремительно идти вверх.
Однако не всегда перечисленные факторы сразу означают рост конечной цены, поскольку удорожание могло быть уже включено в цену либо цены могут выровняться во всей цепочке до потребителя.
Экономика оживает, и одной из наиболее серьезных проблем в мире могут стать именно трудности с доступностью работников в продовольственной сфере, что вынуждает повышать зарплаты, из-за чего часть этого влияния все-таки доходит и до прилавков магазинов. Рост зарплат, и соответственно расходов, продолжится и в сфере услуг.
Как долго будут расти цены?
Самый актуальный вопрос — до каких пределов будет расти инфляция и как долго она сохранится в таком состоянии.
Руководители центральных банков по-прежнему относительно расслаблены. Глава Европейского центробанка Кристин Лагард отмечает, что наблюдаемый рост краткосрочен и основан на комбинации базового эффекта, преходящих факторов и росте цен на энергию.
Ясно, что пройдет еще несколько кварталов до того момента, когда спрос и предложение стабилизируются, будут скорректированы глобальные стимулы и преодолены разрывы. К концу года мы сможем уже лучше оценить, какие факторы преходящие, а какие стали устойчивыми.
Если предположения о доступности факторов верны, то самой высокой точки инфляция в Латвии может достигнуть к концу года, немного преодолев рубеж в 4%. Впредь темп может нормализоваться, но это все равно будет означать продолжение инфляции.
Способность правительства повлиять на наблюдаемый рост цен минимальна. Поэтому контрмеры и контроль цен на продукты введены не будут. Вполне вероятно, что притормозят с реализацией каких-то идей об увеличении тарифов, если такие идеи появятся. Однако мероприятия поддержки малообеспеченных все же стоило бы рассмотреть.
Наблюдаемый рост цен — это часть результата побочных эффектов кризиса и мер поддержки. Его придется пережить.