Решение правительства вмешаться в рост цен на энергоресурсы позволило попридержать инфляцию. Но это временное решение. Что определит дальнейшее поведение цен?
Уровень потребительских цен в январе 2022 года сохранялся на уровне декабря прошлого года. В свою очередь годовая инфляция снизилась с 7,9% до 7,4%.
Вмешательство правительства — краткосрочное
В январе инфляцию притормозило вмешательство правительства в рост цен на энергоносители, однако это краткосрочные меры. Движение цен в этом году по-прежнему будет ощущаться, главным образом, в трёх важнейших сферах потребления — жилье, продукты питания и транспорт.
Именно расходы на энергию и продовольствие составляют 40% от средней потребительской корзины в Латвии. В Литве на них приходится 31,6%, в Эстонии — 34,6%, а в еврозоне — 26,8%.
В сфере услуг рост цен во многом все еще носит сдержанный характер, но инфляция может ускориться со снятием ограничений, когда и в этих областях обозначится влияние повышения цен, зарплат и других расходов. Удорожание продуктов питания, подстегнутое ростом цен на сырье и необработанную пищу, продолжится под влиянием возросших затрат на обработку. Благоприятные погодные условия эту тенденцию немного сдержат, но не остановят совсем.
Устойчивость роста цен определит дальнейшая ситуация с ценами на энергоресурсы. Прогноз инфляции на этот год — 6,5%.
Перспективы инфляции сквозь призму цен на энергию
В большинстве стран Европы инфляция в течение последнего полугодия стремительно ускорилась, достигнув высочайшего уровня с начала 1990-х. Это объясняется резким ростом цен на электричество и природный газ. Цены на энергоносители достигли пика аккурат перед Рождеством.
Небольшую передышку сейчас дала благоприятная погода: цены снизились. Но в ближайшие два года цены на электроэнергию и природный газ, скорее всего, останутся на исторически высоком уровне. Поэтому цены на энергоресурсы будут главным фактором, влияющим на инфляцию.
В течение последних 30 лет этапы большого повышения цен на товары и энергоносители вызывали лишь небольшой прирост базовой инфляции. На сей раз это происходит в условиях, когда рост цен на сырье уже вызвал самое стремительное с 1970-х повышение цен производителей. Усиливают его существующие производственные и транспортные перебои.
В Европе ситуация в целом серьезнее, чем в США. Отчасти потому, что этот регион зависит от газового отопления, что делает дефицит поставок особенно ощутимым. По прогнозам, цены в Европе приблизятся к привычным уровням в период с 2024 до 2026 года.
Государства в борьбе с ростом цен
Чтобы уменьшить влияние роста цен, многие страны снизили налоги на энергию или ввели субсидии. Но влияние на потребительские цены в разных странах Европы чрезвычайно отличается. Например, в Нидерландах компонента электроэнергии и газа с августа увеличилась более чем на 40%. Соответствующее повышение в Германии составило лишь несколько процентов. С учетом более плавного роста и снижение цен будет медленнее. К тому же меры поддержки кратковременны.
Рост цен на энергоресурсы оказывает влияние не только на домохозяйства, но и на предприятия. Один из показателей повышения расходов — это цены производителей, которые выросли более чем на 20%. Это в значительной мере объясняется тем, что, к примеру, в еврозоне цены на энергию увеличились на 70%.
Несмотря на небольшое снижение цен на энергоносители в начале 2022 года, в дальнейшем на потребительские цены будет влиять также рост затрат производителей. Разумеется, не весь рост выразится в удорожании потребительских товаров. Мощный спрос и меры поддержки указывают на то, что способность компаний переносить возросшие расходы на потребителей существует. Но это не надолго и не повлияет на потребление. Поскольку наибольший рост цен на энергию произошел лишь в четвертом квартале, косвенное его влияние на цены начнет проявляться в этом году. Однако прогнозировать масштабы этого влияния сложно.
Скоро ли кульминация?
Простые расчеты показывают, что косвенное увеличение расходов домохозяйств должно быть примерно таким же, как прямое влияние более высоких цен на энергоносители. Однако за последние 30 лет фактическое косвенное влияние было намного меньше, поскольку рост цен на энергоресурсы был кратковременным и ложился на плечи производителей. На этот раз косвенные эффекты могут быть больше.
Риски устойчивого роста возрастут, если цены на энергоносители не снизятся в соответствии с ожиданиями рынка. Кроме того, чтобы инфляция удержалась на стабильно высоком уровне, должен ускорится рост оплаты труда. В настоящее время убедительных признаков этого в еврозоне нет.
С учетом прогнозируемого снижения цен на энергоносители, инфляция скоро достигнет кульминационной точки. Это уменьшает риск более высоких инфляционных ожиданий и требований о более высокой заработной плате. Это отличает страны Балтии от остальной части еврозоны, поскольку здесь рост заработной платы будет опережать инфляцию, а средняя покупательная способность продолжит улучшаться.
Однако темпы будут необычно низкими для последних лет, возможно, рост на какое-то время даже остановится. Но очевидно, что инфляция и меры по ее обузданию будут одним из самых серьезных рисков для экономики в этом году.