Уже длительное время цены на уголь и газ в Европе вдвое-втрое превышают привычный уровень. В соответствии с благоприятным сценарием, такая ситуация сохранится и в этом году. А в худшем случае — если Россия нападет на Украину — ожидается непредсказуемый скачок цен.
Колебания цен на уголь и газ в 2021 году были чрезвычайно большими; цены достигали рекордно высокого уровня, и в начале 2022-го они по-прежнему остаются высокими. Стоимость угля и газа превышает привычный уровень в 2 и в 3 раза соответственно.
В течение ближайших 12 месяцев цена на газ в Европейском Союзе, скорее всего, будет составлять 40–60 евро/МВт·ч, что в 2-3 раза выше нормального уровня. И это благоприятный сценарий, при котором напряжение между Россией и Украиной снижается. Если же Россия вторгнется на территорию Украины, нас ожидает новый непредвиденный рост цен.
Коррекции в спросе уже происходят, но позднее он еще восстановится. Нынешний рост расходов на энергию — это в основном результат ограниченных поставок ископаемого топлива, и не столько дефицит имеющейся возобновляемой энергии.
Гринфляция и зеленый страх
Евросоюз и Соединенное Королевство планируют до 2050 года трансформировать свою общую энергосистему до эмиссий нулевого уровня. Этот переход — чрезвычайно сложная задача. Чтобы создать новую систему, до 2050 года понадобятся капиталовложения в размере примерно 250 миллиардов евро в год или 1,5%–2% от внутреннего валового продукта.
Углеродоемкие материалы, например, сталь и алюминий, будут на 20–30% дороже. Медь, скорее всего, тоже подорожает, поскольку она понадобится в больших объемах, чтобы электрифицировать систему энергетики.
В Европе рост цен на электроэнергию до 80 евро за мегаватт·час — часть общей тенденции. Но будет и существенная экономия, поскольку ЕС и Соединенное Королевство исторически тратят на ресурсы ископаемого топлива от 300 до 400 миллиардов евро в год. Эти расходы постепенно исчезнут.
Высокие цены на ископаемые ресурсы
Цены на уголь и газ в 2021 году достигли исторического уровня. Главным фактором была цикличность Covid-19; способствовали этому также стимулы центробанка и правительств, а также переключение расходов потребителей со сферы услуг на товары.
Ожидается, что цены на ископаемое топливо в этом году будут сохраняться высокими. Доставка ископаемого топлива переживает напряженный период из-за геополитики и цикла инвестиций, в свою очередь производители ископаемого топлива в своем беспокойстве о будущем становятся более осторожными. Инвестиции в разработку новых мощностей намного сдержаннее, чем обычно, что ограничивает предложение в будущем. Чтобы предотвратить потенциальный дефицит, расходы на разработку неископаемого топлива придется ускорить.
Согласно нашим нынешним прогнозам, средняя цена на нефть марки Brent в первой половине года составит 85 долларов США, а в конце года снизится до 65 долларов. Меньшие запасы сырой нефти и нарушения в поставках сделали рынок более напряженным, но к концу года ситуация нормализуется. В результате нынешних высоких цен промышленность за пределами стран ОПЕК будет реагировать ростом добычи и вместе с тем — ростом производства. Постоянное напряжение между Россией и Украиной тоже фактор высокого риска. К 2023 году мы прогнозируем цену на нефть в размере 60 долларов США.
Срок разработки новых мест добычи для производителей ископаемого топлива составляет примерно 7 лет, еще 7 лет потом проходит прежде, чем появится прибыль. Каким будет спрос в 2035 году, производители прогнозировать не могут. В результате инвестиции осторожны даже после нынешнего роста цен, и производители ископаемого топлива требуют и продолжат требовать более высоких цен, прежде чем решатся инвестировать.
Производители сланцевой нефти в США изменили поведение
С 2014 года производители сланцевой нефти в США умели удерживать рост цен. Каждый раз, когда цены на нефть поднимались выше 45 долларов за баррель, их капиталовложения и производство ускорялось, обеспечивая краткосрочность роста цен. Таким образом промышленность теряла деньги, что в последние 2-3 года привело к консолидации отрасли.
Теперь поведение изменилось. Производители и инвесторы больше не торопятся тратить деньги на разработку новых мощностей. Прибыль, а не объем — их новая мантра. Число платформ сланцевой нефти растет, и добыча движется вверх, но намного более постепенно, чем в предыдущие циклы. Этот снова передало власть над рынком в руки ОПЕК+.
Однако видно, что США до 2023 года достигнут нового исторического пика объема производства, усилив предложение. Как всегда, переговоры по ядерной сделке с Ираном остаются риском, который может вызвать серьезные нарушения поставок.
Природный газ: Россия и Украина центральная точка прямо сейчас
В прошлом году цены на природный газ в Азии и Европе были в 4–5 раз выше, чем обычно. Одним из важнейших факторов был растущий импорт природного газа в Азию. В центре внимания — сокращение экспорта природного газа из России в ЕС во втором полугодии 2021 года и беспокойство по поводу возможного вторжения России на Украину.
Не буду прогнозировать вероятность нападения России, но даже при благоприятном сценарии высокие цены в 2022 году сохранятся. Даже если начнет работать «Северный поток 2» (Nordstream-2) или в середине года нормализуется поток газа из России по другим трубопроводам, возможно, уже будет поздно, чтобы обеспечить нормальные запасы природного газа в ЕС до зимы 2022/23 года.
Сейчас рыночная цена природного газа на следующий год составляет примерно 65 евро за мегаватт·час, и это в три раза больше, чем обычно. В соответствии с благоприятным сценарием в этом году цена могла бы остаться в пределах 40–60 евро/МВт·ч. Для сравнения: средняя цена в 2021 году составляла 45 евро/МВт·ч, поскольку в начале года цены были низкими.
Вторжение в Украину — очень плохой сценарий
Если Россия нападет на Украину, все прогнозы отменяются. Санкции ЕС и США в отношении России в таком случае приведут к контрсанкциям. Также, скорее всего, уменьшится экспорт природного газа России в Евросоюз.
В такой ситуации Европа будет импортировать больше сжиженного природного газа и больше использовать уголь и нефтепродукты. Но и этого было бы недостаточно, чтобы избежать стресса на рынке.
Нужен более быстрый переход в сфере энергетики ЕС
Из общего ежегодного потребления природного газа в размере 5200 ТВт·ч Евросоюз производит только 1113 ТВт·ч, а 1900 ТВт·ч импортируется из России. Из-за такого объема импорта решить проблему быстро невозможно. Однако в течение следующих 10 лет можно многое сделать.
Очевидное решение для ЕС и Соединенного Королевства — ускорить энергетический переход и заменить потребление природного газа, активно реализуя мероприятия по повышению энергоэффективности.
Усиливаются дискуссии о ядерной энергии
Как Соединенное Королевство, так и Франция планируют расширить мощности атомной энергетики, в то время как Германия намерена в этом году закрыть все АЭС. Ядерная энергия проблематична из-за фактора поддержки общества — никто не хочет атомную электростанцию вблизи своего дома, к тому же на строительство требуется примерно 10 лет.
Это еще и дорогостоящее мероприятие, и баланс расходов составляет примерно 100 евро на мегаватт·час (их Соединенное Королевство платит за свою новую атомную электростанцию Хинкли Пойнт). Решением могли бы стать малые модульные реакторы (SMR), это было бы дешевле, безопаснее и эластичнее. Цель Соединенного Королевства – разместить у себя SMR производства Rolls-Royce, однако первый проект мог бы воплотиться в жизнь только через 10 лет.
Высокие цены на углерод
Цена углерода в ЕС выросла с 30 евро за тонну в начале 2021 года до 80 евро за тонну в конце года. Прогнозируется, что в этом году она составит в среднем 100 евро за тонну, поскольку из-за высоких цен на газ регион будет вынужден потреблять больше углерода.
В результате этого энергетический переход ЕС ускорится. Баланс расходов новой, несубсидируемой солнечной энергии в ЕС сейчас составляет только 35 евро за мегаватт·час. Цены на электроэнергию даже после нормализации цен на природный газ все-таки, скорее всего, будут составлять в среднем 80 евро/МВт·ч, что сделает инвестиции в солнечную энергию очень выгодными. Ускорится и строительство ветрогенераторов.
Самой большой проблемой будет добиться сбалансированного перехода, когда закрытие мощностей ископаемого топлива происходит равномерно с введением мощностей возобновляемой энергии. Если развитие возобновляемой энергии будет слишком медленным, а уменьшение поставок ископаемой энергии слишком быстрым, цены на энергию будут расти. Добиться такого равновесия будет трудно. Скорее всего, цены на энергию в будущем станут более волатильными, и нынешний повышенный уровень цен сохранится и в 2023 году.