Уменьшение показателей латвийского экспорта указывает как на влияние Covid-19, так и на эффект Brexit. Однако в целом прогнозы на этот год довольно солидные.
В январе оборот внешней торговли Латвии был на 2,5% меньше, чем год назад. Экспорт сократился на 0,9%. Январское падение могло бы вызвать определенное беспокойство, но пока это может быть лишь кратковременным торможением из-за вспышки пандемии и последовавшего за ней ужесточения ограничений.
Главный рынок Латвии — Европейский Союз — находится в эпицентре пандемии, что оказало свое влияние. Также проявляется эффект Brexit, но он — преходящий. Однако, несмотря на слабое начало года, перспективы экспорта очень даже солидные. Более выраженный рывок может начаться во втором квартале.
Благоприятная почва для экспорта
Нынешние условия создают благоприятные условия для роста экспорта, а также бесчисленные новые вызовы. Ситуация в США указывает на то, что спрос на древесину взвинчивает цены до небес, и это создает очень хорошие условия для роста экспорта латвийской лесной промышленности.
Многие предприятия в мире отмечают, как трудно им содержать свои каналы поставок во время пандемии. В Азии не хватает контейнеров, в результате чего образуется недостаточный объем транспортных мощностей.
Это вынуждает многих искать ближайших поставщиков, что открывает новые возможности как для наших производителей, так и для перевозчиков.
С конца прошлого года цены на услуги судоходства из Китая в Европу выросли в три раза. У авиаперевозчиков тоже большие проблемы, поскольку из-за сокращения пассажирских рейсов уменьшены мощности.
В мире наблюдается также острый дефицит полупроводников, что частично объясняется резким ростом потребления электроники.
Наши привычки изменились
Пандемия изменила наши потребительские привычки так, что большая часть денег, которую мы раньше тратили на услуги, сейчас тратятся на покупку товаров. После смягчения ограничений спрос оживет быстрее предложения.
Уже сейчас во многих странах промышленники сталкиваются с проблемой недостаточной мощности для удовлетворения растущего спроса. Очень актуален вопрос, насколько нынешняя структура потребления будет устойчивой после смягчения ограничений.
Благоприятные условия в экспорте придут вместе с повышенным давлением потребительских цен. Центральным банкам будет над чем поломать голову.