Хотя инфляция могла принести с собой минусы, в годовом разрезе в июле в розничной торговле наблюдался рост на полпроцента. Спада может не быть и в течение нескольких следующих месяцев, однако с наступлением отопительного сезона ожидается более выраженное снижение потребления.
В июле 2022 года, по сравнению с июлем 2021-го, оборот розничной торговли в Латвии вырос на 0,5%.
Розничная торговля продовольствием прибавила 1,7%, торговля непродовольственными товарами выросла на 3,4%. В свою очередь продажи автомобильного топлива уменьшились на 8,4%.
Пока без минусов
Данные платежных карт в июле демонстрировали по-прежнему хорошую активность потребления: объем израсходованных евро существенно превысил прошлогодний уровень, хотя бы немного отставая от инфляции.
Стремительная инфляция значительно сокращает объем получаемых товаров, поэтому можно было ожидать, что в годовом разрезе появятся и первые минусы. В этой связи небольшой прирост — это сравнительно хороший знак для экономики.
Отрасль могла бы удержаться от более глубокого падения еще в течение нескольких последующих месяцев. Это потому, что одна из главных движущих сил инфляции, а именно, — негативное влияние цен на энергоносители, — еще ограничена. Намного более ощутимо она отразится на потреблении, когда начнется отопительный сезон. Тогда мы можем ожидать намного более выраженный спад потребления.
Включим ли мы режим экономии?
О наступлении режима экономии может свидетельствовать уменьшение объемов продаж автомобильного горючего. В свою очередь в ситуации с продуктами питания, по-видимому, куда больше нюансов.
С одной стороны, коррекции в расходах на продовольствие уже наблюдаются. Жители все более выраженно будут отдавать предпочтение акционным и базовым продуктам, более дешевым альтернативам. С другой стороны, продукты будут одной из последних групп товаров, потребление которых жители начнут сокращать.
Пока общая ситуация в экономике по-прежнему сравнительно стабильная, и облачные перспективы осени критически не отражаются на потреблении. К концу года ситуацию определит настроение потребителей и размер счетов за электроэнергию, в связи с чем спад может стать более глубоким. Однако существенного падения все же не ожидается: его в какой-то степени предотвратит сравнительно стабильный рынок труда.
Дайнис Гашпуйтис
Экономист банка SEB