Пессимистические прогнозы в отношении мировой экономики, распространившиеся в последнее время понижают цены на нефть марки Brent. Запасы нефти в США продолжают уменьшаться, в то время как в Китае они достигли сезонных минимумов. Между тем неотвратимо приближается 5 декабря – день вступления в силу финансового запрета Евросоюза на перевозку российской нефти морем. Существует риск того, что до 3,2 млн баррелей российской нефти могут застрять в море. На данный момент на декабрь забронировано очень мало российских нефтяных грузов, а премии за нероссийскую нефть начинают расти.
Аппетит к риску и санкции
В первой половине последней недели октября цена на нефть марки Brent выросла на фоне значительного роста настроений, предвидящих риски, но в конце недели цены все-таки снизились. Цена Brent при закрытии в пятницу, 28 октября, составляла 95,77 долларов. Цена упала на 1,3% и достигла 94,50 доллара 31 октября параллельно со снижением цен на китайские акции и промышленные металлы.
Торги нефтью Brent в эти дни могут отражать общее снижение аппетита к риску, который в конечном итоге вернется, чтобы подтолкнуть цены вверх. Рынок нефти фундаментально напряжен. Запасы в США продолжают снижаться, подтверждая предположение о глобальном дефиците.
Впереди нас ожидают санкции ЕС в отношении российской нефти и нефтепродуктов, доставляемых морем, которые вступят в силу 5 декабря и 5 февраля соответственно. Кроме того, скоро должен завершиться приход на рынок SPR (Strategic Petroleum Reserves) США, организации, которая создала несколько ложное представление о реальной ситуации на рынке.
С 5 декабря финансовым учреждениям ЕС больше не разрешается страховать и предоставлять финансовые услуги, связанные с поставками российской нефти по морю. Страховые компании ЕС доминируют в мировом судоходстве. По оценкам, 90% судов всего мира страхуют именно они. Хотя существует много других страховых компаний, зарегистрированных за пределами ЕС, в основном они используют перестраховочные компании в ЕС. Это также относится к китайским и индийским страховым компаниям. Вступающий в силу 5 декабря запрет ЕС является чрезвычайно мощным инструментом. Есть вероятность того, что запрет приведет к резкому падению морского экспорта сырой нефти России.
В обычном режиме Россия экспортировала 5 миллионов баррелей нефти и 3 миллиона баррелей нефтепродуктов, почти 50% которых получали европейские члены ОЭСР. По оценкам Argus, 5,5 из 8 млн баррелей экспортируется по морю, а остальной объем поступает по трубопроводам. Таким образом, санкции ЕС в отношении финансовых услуг представляют угрозу 5,5 млн. баррелям российской нефти и нефтепродуктов, предназначенным на экспорт. Из них примерно 3,2 млн баррелей приходится на нефть, а 2,4 млн — на нефтепродукты. Таким образом, по состоянию на 5 декабря около 3,2 млн баррелей российской нефти находятся под угрозой из-за санкций ЕС.
Ценовые потолки и теневой флот
Предложение «Большой семерки» о «ценовом потолке» предусматривает доступ на рынок российской нефти. Запрет ЕС на финансовые услуги фактически перекроет российской нефти доступ на рынок, что приведет к резкому скачку цен на нефть. С целью снижения этого риска «Большая семерка» предложила «ценовой потолок», при котором потребители могут покупать российскую нефть и получать необходимые при покупке финансовые услуги ЕС, если они платят максимальную цену на нефть, скажем, 60 долларов. Идея состоит в том, чтобы сохранить экспорт российской нефти, но лишить Россию увеличения доходов от ее экспорта. Россия заявила, что не будет никому продавать нефть по ограниченной цене. Кроме того, более детальная информация о механизме потолка цен G7 еще не обнародована. Из-за отсутствия информации представители рынка пока воздерживаются заказывать российскую нефть на декабрь.
Сейчас китайские переработчики зарезервировали только 1 из 30 партий российской смеси Espo Blend для поставки в декабре. Это намного меньше, чем обычно. Однако у китайских НПЗ еще есть время резервировать российскую нефть на декабрь, так как путь от российского Козьмино до Китая занимает всего 5 дней. Однако есть признаки того, что эталонные цены на нефть, произведенную за пределами России, выше, чем на российские марки, поскольку покупатели начинают искать альтернативы.
Нет сомнения в том, что Россия будет пытаться торговать нефтью, несмотря на запрет ЕС. В мире уже действует «теневой флот», который перевозит 1,25 млн баррелей нефти из Венесуэлы и Ирана. По данным судового брокера BRS, в состав этого теневого флота входит почти 270 судов. Этому флоту придется значительно расшириться, чтобы переваливать еще 3,2 млн баррелей российской нефти. Это породит масштабнейшие передвижения и колебания как на рынке, так и за его пределами. Существуют разные мнения о влиянии санкций и механизма потолка цен на экспорт российской нефти.
«Теоретически существует достаточно большой теневой флот, чтобы поток нефти из России продолжился после 5 декабря», — заявил в беседе с Reuters глобальный руководитель отдела наливных грузов в гиганте торговли сырьевыми товарами Trafigura Андреа Оливи. «Причем многие из судов смогут «самостраховаться» или прибегать к услугам российских организаций», — добавил он. В банке JP Morgan считают, что влияние потолка цен неясно, поскольку Россия может почти полностью избежать запрета, используя китайские, индийские и собственные корабли. Таким образом, российский экспорт в декабре может уменьшиться на относительно небольшой объем.
Банк SEB прогнозирует, что цена на нефть марки Brent достигнет 125 долларов США. Соответственно, средняя цена нефти марки Brent в первом квартале следующего года составит 115 долларов США, а во втором – 125 долларов США.
Дайнис Гашпуйтис
экономист банк SEB