В экономическом прогнозе на 2022 год на первый план выходят цены на энергоносители, покупательная способность домашних хозяйств и различные ограничения, которые могут привести к критической ситуации в начале года. Однако далее в течение года мы почувствуем приток средств еврофондов, развитие промышленности и экспорта, а также растущее значение строительной отрасли.
За три квартала 2021 года латвийская экономика выросла на 5,2%. В последнем квартале года активность снизится, и такие пониженные обороты сохранятся до весны, когда риски, связанные с инфекцией, снова уменьшатся, и ограничения могут быть сняты.
Потребление на этом этапе будет затрудненным, ему будут препятствовать более слабое настроение домохозяйств, влияние высоких счетов за электроэнергию на покупательную способность и ограничения. Начиная со второго квартала потребление будет быстро расти, ускоряя развитие.
Сильной опорой будет рост производства и экспорта. Но темпы экспансии в этих секторах, вероятно, постепенно замедлятся. Проблем предостаточно: перебои с поставками, нарушения, связанные с пандемией, и удорожание энергоресурсов.
В начале года из-за этих аспектов ситуация может стать критической, но она носит временный характер и, несмотря на трудности, экономического спада не ожидается. Появление омикрона вынуждает ужесточить ограничения, и это повлияет на международные пассажирские перевозки, в результате чего индустрия туризма будет продолжать страдать.
В центре внимания будет строительство
Государственные стимулы и фонды Европейского Союза стабилизируют влияние рисков. Строительство станет одной из важнейших для роста отраслей, наращивая свой вклад в развитие. Несмотря на благоприятную финансовую ситуацию и высокий спрос, в своих инвестиционных планах предприятия занимают выжидательную позицию. В качестве причин упоминаются осторожность из-за непрогнозируемого распространения ковида, опасения по поводу устойчивости спроса и рост цен, особенно в строительстве.
Экономика прошла циклы адаптации, когда появились новые и укрепляются имеющиеся каналы деятельности, не подверженные распространению вируса. Ситуация на рынке труда также улучшится и трансформируется, например, по мере изменения рабочей среды и усиления цифровых решений.
Прогноз прироста ВВП в 2022 году — 5%. Однако риски носят нисходящий характер, то есть прирост активности в 2022 году может оказаться несколько меньшим. Это можно будет оценить во втором квартале.
Что может затмить рост
Латвийская экономика столкнется с рисками и вызовами высокой инфляции, которая затмит позитивные аспекты роста. Присутствие вируса будет и дальше влиять на цикличность экономики и поддерживать повышенный спрос на товары. Сферы, уже затронутые вирусом, будут восстанавливаться еще более постепенно.
Самыми серьезными вызовами станут развитие способности общества к адаптации (рынок труда, навыки, социальная среда и т. д.) и дальнейшая политика вакцинации, что в краткосрочной перспективе будет самым большим препятствием.
Из-за разновидностей вируса и вопроса устойчивости иммунитета вакцинацию, возможно, придется проводить регулярно, а это значит, что бесперебойная организация этих процессов будет оказывать огромное влияние на экономику. Постепенно, шаг за шагом, влияние вируса будет становиться менее значимым, однако полностью оно не исчезнет.
Зарплаты достигнут новых вершин
В третьем квартале 2021 года среднемесячная заработная плата увеличилась на 10,4% — до 1280 евро, что составляет 940 евро после уплаты налогов. Месячная заработная плата выше, чем в среднем по стране, была в финансовом секторе, ИКТ, в отраслях профессиональных и коммерческих услуг, в здравоохранении и социальном уходе, энергетике, а также в государственном управлении, добывающей промышленности и строительстве. Самая низкая средняя оплата труда была в сфере ночлега и общественного питания (855 евро) и в образовании (988 евро).
При такой высокой инфляции местами все чаще будет возникать вопрос о возможности/необходимости пересмотра зарплат дважды в год. Особенно это касается низкооплачиваемых профессий. Эта практика может укрепиться, если создастся среда с уже устойчивой высокой инфляцией.
Рост заработной платы диктуют относительно благоприятные экономические условия и дефицит работников, особенно в отраслях, где уровень зарплат уже выше среднего по стране. В ближайшие годы такие тенденции даже усилятся. Повышение станет более ощутимым также в сферах услуг, затронутых кризисом, — из-за нехватки персонала, поскольку условия работы также будут стабилизироваться.
Нехватку рабочей силы усугубляют требования о сертификации, из-за которых достаточно много людей покидают рынок труда. Стоит надеяться, временно. Однако все, особенно работники пенсионного возраста, на рынок труда не вернутся. Повышение зарплат в государственном секторе, как и повышение минимальной заработной платы, будет важным фактором для роста средней оплаты труда в 2022 году. Неприятно видеть низкие позиции сферы образования. Они указывают на необходимость срочно и существенно поднимать зарплаты и одновременно — мотивацию работающих в отрасли.
Следует отметить, что пандемия повлияла на структуру оплаты труда: по мере увеличения числа получателей высоких зарплат и сокращения количества низкооплачиваемых работников неравенство усиливается.
В 2022 году разрыв может продолжать увеличиваться. За быстрым ростом заработной платы по-прежнему неотступно следует инфляция. Однако она не сможет добиться снижения средней покупательной способности, хотя будет расти число сотрудников, которым повышение зарплат не сможет компенсировать рост цен; особенно беспощадной инфляция будет к людям, у которых доходы низкие и останутся неизменными. В ближайшие годы рост зарплат будет колебаться в районе 8%.
Инфляция будет небывало злой
В ноябре инфляция в Латвии достигла давно невиданного уровня: 7,5%. Определяющее влияние на изменение среднего уровня потребительских цен оказали три категории: товары и услуги, связанные с жильем, транспорт и продукты питания, на которые пришлось 6,19 процентного пункта от общего прироста.
Рост наблюдался и в других группах, но на фоне этих трех он сравнительно малозначителен, хотя при таких обстоятельствах любое дополнительное увеличение усугубляет негативное влияние на покупательную способность. Рост цен в этих группах товаров и услуг станет серьезной проблемой для большинства домохозяйств в 2022 году, и это станет к тому же горячим вопросом политического характера.
Рекордная инфляция, беспрецедентная с момента введения евро, коснулась всей еврозоны. В центре внимания будут цены на энергию. Трудно точно спрогнозировать, в какой мере бремя роста цен на энергоресурсы будет переложено на плечи потребителей.
Чем дольше цены продолжат держаться на высоком уровне, тем большая нагрузка ляжет на потребителей, влияя на инфляцию. Попытки правительств сдержать цены и облегчить бремя домашних хозяйств свидетельствуют о том, что окончательный вклад в инфляцию может быть ниже, чем показывают фактические цены.
Европейский центральный банк осторожно отмечает некоторое сокращение сроков доставки товаров и других материалов в ноябре. Если так будет продолжаться, возврат к нормальному состоянию позволит ослабить ценовое давление, хотя этот процесс не будет быстрым.
Для цен на энергию ключевыми факторами будут погодные условия и геополитика; особенно большое влияние они окажут на цены на газ. Кроме того, высокие цены на природный газ имеют прямое влияние на цены на нефть, поскольку нефть в случае необходимости используется в качестве альтернативы. Поскольку связь между нефтью и природным газом в этом году необычайно сильна, холодная погода может стать серьезной причиной стремительного роста цен на нефть.
Потенциальное снижение высоких цен на энергоресурсы может последовать, вероятнее всего, в конце марта или начале апреля. В перспективе цены на газ могут оставаться высокими и возвращаться к норме постепенно — в течение следующих трех лет, не исключая резких колебаний в обоих направлениях в краткосрочной перспективе.
Неожиданно высокая инфляция становится серьезным вызовом для политиков, поскольку она создает новые риски для восстановления экономики. Слишком агрессивная борьба с инфляцией может быть вредной для экономики, но если дать инфляции волю, вернуть ее в рамки будет сложно.
Несмотря на то, что термин «временная» в комментариях используется все реже и реже, когда речь заходит об инфляции, общее мнение остается таковым, что в течение следующего года уровень инфляции начнет снижаться. Распространение омикрона, скорее всего, задержит нормализацию ситуации, соответственно создав риски для занятости и экономической активности, поддерживая перебои с поставками и осложняя спрос на услуги. Прогноз инфляции на 2022 год — 6%.
Чего ждать на рынке труда
С работой трудностей не будет — на первый план выходят другие вопросы. Несмотря на всплески заболеваемости, рабочая среда стабилизируется и продолжает адаптироваться к новым реалиям, которые, похоже, будут более постоянными, чем казалось в начале пандемии.
Во втором квартале 2022 года рынок труда развернется сильнее, и к концу года безработица может оказаться недалеко от докризисного уровня.
Опрос финансовых директоров, проведенный банком SEB, показывает, что риски, связанные с антиковидными ограничениями, по-прежнему оцениваются как наиболее серьезные: 59% респондентов считают их проблемой. 54% опрошенных актуальным вопросом №2 назвали нехватку квалифицированной рабочей силы. Это значит, что сложности с привлечением сотрудников в 2022 году будут самым актуальным фактором.
Следует признать, что стабильность на рынке труда в значительной степени сохранилась благодаря государственной поддержке, что создает хорошую основу для выхода из кризиса. Потенциал для улучшений на рынке труда велик, но сложно сказать, как предприниматели оценивают перспективы; эта оценка по-прежнему довольно осторожна даже в отраслях, переживающих бурный рост.
Широко распространено мнение, что нынешний рывок спроса носит временный характер, поэтому спешка с осуществлением инвестиций и приемом работников во многих сегментах, особенно среди малых и средних предприятий, — явление разумное. Экономический рост в 2022 году откроет для работников новые возможности на рынке труда, и число вакансий увеличится.
Уход с рынка труда
Наряду с показателями безработицы важно будет отслеживать занятость. Например, в третьем квартале 2021 года в Латвии было трудоустроено 876,9 тысячи человек, или 63,5% — это прирост за квартал на 15,3 тысячи человек или 1,2 процентного пункта. Значительная часть жителей, то есть 435,2 тысячи, были экономически неактивны, то есть не были трудоустроены и активно не искали работу. По сравнению со вторым кварталом число экономически неактивных жителей уменьшилось на 12,5 тысяч, но это все еще далеко от докризисных показателей.
Это указывает на то, что не все находят возможность или готовы выйти на рынок труда. По мере роста определенности и нормализации эпидемиологических условий можно ожидать более быстрого восстановления занятости. Однако вернуть ее на докризисные позиции может быть непросто, на это может потребоваться несколько лет.
Спрос на рынке труда будет продолжать эволюционировать, часто более резвыми темпами, чем квалификация и навыки многих работников. Поэтому важное значение будет иметь поддержка со стороны государства и других организаций в переквалификации и освоении навыков. Возрастающая конкуренция за квалифицированных работников будет означать и дальнейшее увеличение затрат на рабочую силу.