Оглядываясь на 2020 год, можно констатировать, что повестка латвийской экономики была довольно пестрой — за беспечностью в начале года последовал стремительный паралич. В свою очередь после пережитого весной воскрешения последовал резкий нокдаун. Как в дальнейшем будет разворачиваться борьба экономики с Covid-19?
В 2020 году ВВП Латвии сократился на 3,6%.
В отличие от транзитного сектора, где продолжалась тенденция спада, набравшая обороты еще в течение предыдущего года, снижение экономической активности в большинстве других отраслей определялось в первую очередь введением ограничений для борьбы с Covid-19.
От беспечности до паралича
2020 год прошел под знаком испуга и изменчивого настроения. От условной беспечности в начале года, когда мир наблюдал за событиями в Китае, экономика в какой-то момент дошла почти до состояния паралича, пережив затем стремительное воскрешение и новый нокдаун в конце года.
При этом в конце года экономика уменьшилась в том объеме, который прогнозировался в начале коронакризиса, когда казалось, что вирус — это быстро проходящее явление.
Этого удалось добиться по причине самого характера кризиса, поскольку Латвия менее зависима от туристического сектора, и в первую волну у нас был более низкий уровень заболеваемости. Таким образом, дела у Латвии были значительно лучше, чем у большинства стран еврозоны, и это удивительное отличие в сравнении с глобальным финансовым кризисом.
Стимулирующие мероприятия правительств и устойчивый экспорт затормозили падение ВВП. Обрабатывающая промышленность также продемонстрировала хорошую устойчивость к возникшим вызовам. Восстановление поддержали глобальные потоки и благоприятные условия для потребления товаров. Это сигнализирует о том, что рост в промышленности в ближайшее время продолжится.
Удача отвернулась
Однако сейчас удача отвернулась от нас. Если глобально в прогнозах усиливается позитив и уменьшается заболеваемость, то в Латвии год начался очень слабо, и в первом квартале экономика переживет еще одно падение. Об этом свидетельствуют довольно существенный спад в объемах и числе платежей, что подтверждает также падение розничной торговли в январе на 8,9%.
В дальнейшем у экономики есть возможность пережить мощное восстановление, чему способствовало бы смягчение ограничений и вакцинация. Однако надежды омрачает распространение инфекции и, сохранение или даже возобновление ограничений.
В первой половине года повлиять на ситуацию вакцинация особо не сможет, но очень важно будет активно продолжать ее в летние месяцы, чтобы подготовиться к осенне-зимнему периоду, когда риски снова увеличатся.
Вопреки неопределенности, рост зарплат продолжит улучшать покупательскую способность и укреплять восстановление.
Пропасть между отраслями и жителями
Следует отметить, что ВВП — это не универсальный показатель. Кризис создал пропасть между конкретными отраслями и, соответственно, представляющих их жителями. Эта пропасть в ближайшее время сохранится и начнет исчезать только при нормализации ситуации.
Из этого следует, что меры поддержки в обозримом будущем еще будут необходимы. Снижение активности в начале года означает, что безработица снова вырастет.
Все крепче уверенность в 2022 годе, когда наберет обороты поток средств из Европейского фонда восстановления, стабилизируется уверенность и уменьшится влияние вируса, в результате чего развитие ускорится.
Способность многих отраслей переориентироваться и найти возможности роста, а также влияние глобальных стимулов позволяют и в этом году не оценивать возможности роста слишком низко. Поэтому прогноз роста ВВП в 2021 году остается прежним —3,9%. Однако, чем дольше мы будем находиться в тени вируса, тем бледнее будут перспективы экономики в этом году.