В экономических прогнозах последних месяцев преобладает растущая неопределенность в нескольких сферах. Отрасль производства все больше осложняют транспортные проблемы и другие нарушения поставок, в свою очередь стремительно растущие цены на энергию делают инфляцию особенно сильной и негативно влияют на покупательскую способность домашних хозяйств. Таковы выводы нового обзора мировой и балтийской экономики Nordic Outlook, подготовленного банком SEB.
Замедлению активности потребления в Соединенных Штатах Америки способствовало завершение поддержки домашних хозяйств. Много где уровень безработицы находится недалеко от допандемийного уровня, в то время как доля компаний, сталкивающихся с трудностями в привлечении работников, выросла до исторически высочайшего уровня. В США и в Соединенном Королевстве это отразилось также в ускорении роста заработной платы. Если ситуация не улучшится, то под угрозой окажутся планы центральных банков, предусматривающие осторожную нормализацию политики.
Экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис: «Несмотря на растущие показатели вакцинации, распространение Covid-19 снова увеличилось. Это касается не только менее развитых экономик, которые в силу разных причин запоздали с вакцинацией, но и более богатых стран. Хотя ограничения и локдауны больше не угрожают всеобщему восстановлению, нарушения, связанные с пандемией, продлятся дольше, чем прогнозировалось. Ограничения все больше направлены на то, чтобы мотивировать людей прививаться. Распространение вируса по-прежнему будет ощущаться в разных аспектах. Существует риск, что снова будут введены ограничения на международные путешествия. Активизация инфекции в мире не синхронизирована, что способствует проблемам в глобальной торговле и транспортных системах, особенно из-за строгой политики Китая по борьбе с вирусом».
Проблемы с поставками сырья все больше сказываются на промышленности
Неожиданно сильный глобальный спрос на товары создал большие заторы в поставках, поскольку мощности глобального транспорта уже осложняет пандемия. Проблемы с поставками сырья, особенно нехватка полупроводников, все больше сказываются на промышленности. Эти проблемы обостряет энергетический кризис в Европе и Азии. Все это создает риски для выздоровления экономики, в то же время укрепляя импульсы инфляции. Исторические данные, опросы предприятий, наблюдения и сезонные тенденции свидетельствуют о том, что глобальные проблемы поставок достигнут кульминации в первом квартале 2022 года и будут тормозить мировую торговлю в течение по крайней мере еще шести месяцев. Если потребление услуг продолжит оставаться в стагнации, несбалансированный спрос будет расти и во многих отраслях потребительских товаров приведет к перегреву. Это усиливает давление на транспортную отрасль. В свою очередь нулевая толерантность Китая к распространению вируса тормозит глобальную транспортную систему. Новая волна вируса ограничивает также предложение рабочей силы. К тому же нынешний энергетический кризис с растущими ценами и дефицитом электроэнергии привел к сложным вопросам о том, насколько быстро может произойти переход от ископаемых ресурсов к чистой энергии.
Несмотря на новые вызовы, прогнозы ВВП в течение последнего полугода были довольно стабильными. Прогнозы для крупнейших развитых экономик в целом сблизились: коррекции США направлены вниз, прогнозы Европы — вверх. Снижен прогноз глобального роста ВВП в 2021 году до 5,7% с прежних 5,9%, в основном потому, что перспективы США, Китая и Индии ухудшились. Также немного уменьшились прогнозы США и Китая на 2022 год, но из-за стремительного роста в Японии и в других странах по-прежнему прогнозируется рост мирового ВВП на 4,4%. Безработица довольно быстро уменьшилась до уровня перед пандемией, отчасти потому, что в начале года многие покинули рынок труда, особенно в США и Соединенном Королевстве, в то время как в еврозоне это было не столь выражено. ВВП еврозоны в этом году вырастет на 5,1%, в следующем — на 4,4%.
На рост инфляции в Европе по-прежнему влияют цены на энергию
Что касается инфляции, здесь ревизия больше: импульс будет как более сильным, так и более длительным, чем прогнозировалось ранее. Сейчас мы находимся посередине волны инфляции, которая движима различными силами, что делает ее трудно поддающейся оценке. Особенно это касается США, где в следующем году индекс потребительских цен (PCI) приблизится к 5%. В Европе, отчасти за исключением Соединенного Королевства, рост будет более умереннным, и в большой степени он будет зависеть от цен на энергию. Следующей весной инфляция постепенно замедлится. Рост инфляции в Европе по-прежнему наблюдается в основном под влиянием цен на энергоносители. Увеличивается также давление на инфляцию, создаваемое ростом цен производителей. С некоторой задержкой это отразится и на ценах потребительских товаров в магазинах. Стремительно растущие цены на энергию сделали рост инфляции чрезвычайно вызывающим.
Главные риски все больше связаны с инфляцией и возможными неудачами стратегий выхода центральных банков. Если нехватка рабочей силы не сокращается, то зарплаты могут стремительно расти. В такой ситуации центробанки, возможно, выбрали бы более жесткую политику, вызвав падение фондового рынка и цен на жилье. Бездействуя, они рисковали бы полностью утратить связь с целями инфляции. У эскалации проблем на рынке недвижимости Китая потенциально далекоидущее влияние на мировую экономику, из-за чего события в КНР привлекают к себе широкое внимание. После роста ВВП Китая чуть более, чем на 8% в этом году выросли риски спада в следующем году. Последствия долгосрочной цели правительства — снизить уровень долгов в экономике – уже наблюдаются, особенно в секторе недвижимости. Следует признать, что у правительства довольно много ресурсов, чтобы с этими последствиями справиться. Наряду с более строгими условиями кредитования рост Китая будут тормозить внешние факторы, например, более высокие цены на энергию, которые уже вызвали нормирование потребления и более низкую промышленную активность. Несмотря на высокий охват вакцинацией в размере 75–80%, Китай придерживается нулевой терпимости к Covid-19. Даже небольшие вспышки инфекции по-прежнему приводят к строгим карантинам, создавая проблемы в производственных цепочках и осложняя ситуацию в промышленности. Эти проблемы затронули и транспортные узлы, например, крупнейшие контейнерные порты, увеличив проблемы в транспортной отрасли и в логистических цепочках.
Главная цель 2022 года — восстановление экономики
До сих пор фискальные стимулы, действующие во время пандемии, помогали поддерживать экономику. Однако повторяющиеся волны пандемии продлили необходимость такой поддержки. В 2022 году фискальная политика неизбежно станет более строгой, когда страны уменьшат дефицит бюджета и стабилизируют государственный долг. Главной целью станут программы по стимулированию восстановления экономики, чтобы улучшить развитие в долгосрочной перспективе и обеспечить предотвращение изменений климата. Реализация программ начата в Европейском Союзе, США и Японии.
Особенно велика роль развития энергетического рынка
Тенденции для различных видов энергии необычайно разные. Цены на уголь и природный газ примерно в три раза выше, чем обычно. Нынешняя цена на нефть составляет примерно 85 долларов США за баррель, что на 40% выше, чем в среднем была реальная цена в течение последних пятидесяти лет — 60 долларов США за баррель. Цены на нефть могут продолжить расти, если инвестиции в отрасли будут сокращаться. Однако это не базовый сценарий. Энергетический переход — это огромный глобальный вызов: мир смог успешно ограничить ископаемое топливо, но разработка «зеленых» альтернатив за этим не поспела. Это означает, что нам нужно свыкнуться с тем, что несбалансированность предложения и спроса будет более частым явлением и с бо́льшим колебанием цен. Это также приведет к большому политическому напряжению и вызовам. Ожидаем, что цены на энергию в течение 2022 года снизятся. Спрос на энергоресурсы в Китае восстановится после кредитного кризиса, в то время как Россия должна быть способна увеличить экспорт газа в Европу. Фьючерсные контракты на рынке электроэнергии Северной Европы указывают на падение цен в 2022 году. Несмотря на долгосрочные риски, цена на нефть уменьшится и составит в 2023 году в среднем 60 долларов США за баррель.
Умеренная реакция центробанков на растущую инфляцию
Хотя центральные банки уменьшат скупку активов, общая глобальная монетарная политика фактически остается экспансивной. Центробанки сталкиваются с дилеммой: повышение процентных ставок усилит шок из-за роста цен на энергоносители. Но, в случае если центробанки не будут действовать, есть риск, что ожидания инфляции будут расти, особенно в тех странах, где рост цен разогнался наряду с ростом зарплат. Ожидается, что Федеральная резервная система США начнет повышать главную процентную ставку в сентябре 2022 года, и до конца 2023 года она будет повышена до 1,5%. Европейский центробанк (ЕЦБ) в этот период еще сохранит ставки неизменными. ЕЦБ придется постоянно оценивать повышение ставок, поскольку рост создаст более масштабные различия в доходности между экономиками Германии и Южной Европы.
Риски повышенной инфляции и вызовы в Балтии
Рост латвийской экономики в последнем квартале года затормозится, и, скорее всего, сниженные обороты сохранятся до весны, то есть до момента, когда уменьшится и риск инфекции. Основой этому послужит сохранение ограничений. Таким образом, потребление будет осложнено, на что будет влиять более слабое настроение домашних хозяйств и влияние высоких счетов за энергию на их покупательскую способность. Большой поддержкой будет рост обрабатывающей промышленности и экспорта. Существующие стимулы по-прежнему в силе, а фонды ЕС стабилизируют влияние риска, и рост экономики в следующем году продолжится. Строительство выдвинулось на место одной и критических важных для развития отраслей. Экономика уже прошла циклы адаптации, когда создаются новые и укрепляются действующие каналы экономической деятельности, не подверженные распространению вируса. Ситуация на рынке труда тоже продолжает улучшаться и трансформироваться. Поэтому прогноз ВВП на этот год составляет 4,5%, на 2022-й — 5%. Латвийская экономика тоже столкнется с рисками и вызовами повышенной инфляции, дальнейшее направление которых определят глобальные тенденции.
Литва демонстрирует стабильный темп роста, однако развитие все больше ограничивают слабые места в поставках сырья и на рынке труда. Инфляция существенно превысила наши прогнозы, и мы ожидаем, что в начале 2022 года она поднимется выше 9%, оказав влияние на частное потребление. Расходы капитала восстанавливаются, поскольку предприятия работают при рекордно высоких показателях использования мощности. ВВП в первые девять месяцев вырос на 4,9%. Частное потребление и экспорт показывают хороший рост. В этом году прогноз роста ВВП повышен до 4,9%, а в следующем году ожидается рост в размере 3,6%. В Эстонии риски сравнительно низкого уровня вакцинации реализовались, и больницы перегружены пациентами с Covid-19. Но последовавшее негативное влияние ограничений не обнулит рост предыдущих месяцев, и ожидается, что экономика в этом году вырастет на внушительные 8,8%. Показатели свидетельствуют о том, что в 2022 году продолжится стремительный и сбалансированный рост в размере 3,8%.
Новый обзор мировой и балтийской экономики SEB Nordic Outlook