После на удивление мощного восстановления экономики в третьем квартале вторая волна коронавируса становится заметно дeструктивнее, чем прогнозировалось. Новые ограничения снова приведут к падению ВВП в 4-м квартале, одновременно заставляя возобновить или расширить меры по стимулированию. Таковы выводы нового обзора мировой и балтийской экономики Nordic Outlook, подготовленного банком SEB.
«Страны Балтии и Северной Европы показали хорошее восстановление в третьем квартале, что позволит завершить год более успешно, чем прогнозировалось в начале лета”, считает экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис. «Однако ограничения, связанные со вспышкой вируса, приведут к новому снижению активности. Появление вакцины рождает уверенность в том, что риск вируса будет существенно ограничен, и уже во втором квартале следующего года экономический рост и настроение переживут сильный «отскок» к позитивным значениям».
Из-за резкого роста заболеваемости мы корректируем прогноз прироста внутреннего валового продукта для стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) на один процентный пункт, до -5,7%. Также мы ожидаем более слабого роста ВВП в 2021 году, понижая прогноз с 4,6% до 3,9%.
И хотя негативные риски возросли, для второй волны COVID-19 в долгосрочном периоде отрицательное влияние уменьшится. Поэтому мы ждем, что в 2022 году ВВП стран OECD вырастет на 3,4%, то есть существенно выше тенденции долгосрочного роста.
При этом недостатки мероприятий по стимулированию экономики сохранятся и будут накапливаться. Среди них: бóльшее неравенство, слабое давление на проведение реформ, неоптимальное распределение капитала, а также искажения конкуренции.
Covid-19 будет душить развитие
Европу и Соединенные Штаты Америки затронула очень мощная вторая волна коронавируса. Кривую экономического роста в 2021–2022 годах определит размах и продолжительность ограничений, связанных с пандемией, а также доступность вакцины от COVID-19 и дальнейшая политика центробанков и правительств по стимулированию экономики.
Эти ограничения могли бы быть более мягкими, чем весной. В свою очередь широкомасштабная вакцинация начнется во втором квартале 2021 года. Новоизбранный президент США Джо Байден мог бы заложить путь к фискальной политике, ориентированной на рост и занятость, что сочеталось бы с почти нулевой базовой ставкой Федеральной резервной системы и с масштабной скупкой ценных бумаг.
SEB прогнозирует, что ВВП США в этом году сократится на 4%, в свою очередь в 2021 году он вырастет на 3,6%.
Мы прогнозируем, что уровень безработицы в Соединенных Штатах, составляющий сейчас 6,9%, достигнет 4,5%. Новый фонд восстановления Европейского Союза на 750 миллиардов евро будет поддерживать как новые фискальные стимулирующие меры, так и расширенную скупку ценных бумаг Европейским центральным банком — сейчас в размере 500 миллиардов евро. ЕЦБ будет приобретать практически все облигации правительств стран еврозоны, которые будут эмитированы в следующем году.
Мы прогнозируем, что в 2020 году ВВП еврозоны уменьшится на 7,6%, а в 2021 году рост составит 4%. Уровень безработицы (сейчас 8,5%) увеличится до 10,5%. Инфляция в США и еврозоне не достигнет целей, установленных центробанками.
Китай будет движущей силой роста Азии и всего мира
Несмотря на мощное восстановление Китая, мы скорректировали свой прогноз ВВП на 2020 год для стремительно развивающихся рынков до -3,3% — главным образом потому, что Индию пандемия затронула сильнее, чем ожидалось. Прогноз прироста глобального ВВП в значительной мере остается неизменным: в этом году -4,4%, в 2021-м — +5,1%.
Неоднозначная ситуация связана с различиями в структуре экспорта, возможностях фискального маневра и с тем, насколько сильно эти экономики затронул кризис COVID-19. Несмотря на очень осторожную политику стимулирования Китая, проводимую с целью избежать растущей нестабильности, ему удалось добиться существенного восстановления как в производстве, так и в потреблении.
Китайская экономика в этом году вырастет на 2%, в 2021 году на 8%. Мы прогнозируем, что ВВП стремительно развивающихся экономики в 2021 году увеличится на 6,2%. В этом прогнозе мы допускаем, что не столкнемся с еще одной масштабной волной коронавируса.
В странах Северной Европы и Балтии – и рост, и вызовы
До сих пор экономики всех Северных стран и стран Балтии демонстрировали неожиданно хорошие результаты. В 2020 году они переживут меньший спад ВВП, чем в Европейском Союзе в среднем. В большей части этих государств широкомасштабные ограничения из-за COVID-19 действовали относительно короткое время, в свою очередь структура отраслей — с большим упором на пищевую переработку и промышленность — дала преимущества, например, экономике Дании и Финляндии.
Есть много признаков того, что этот регион мог бы быть меньше затронут второй волны COVID-19 по сравнению с остальной Европой.
Падение ВВП Швеции в этом году составит 3,1% — половину от того, что прогнозировалось в мае. Новые ограничения в краткосрочном периоде будут тормозить рост. Мы уменьшили прогноз прироста ВВП на 2021 год до 2,7% — с прежних 4,2%. Безработица продолжит расти и весной достигнет 9,7%.
Поскольку в Норвегии восстановление замедлится, создатели фискальной политики продолжат оказание поддержки. И хотя кажется, что домашние хозяйства справляются с ситуацией хорошо, рост задержат низкие расходы на капитал.
Новые связанные с пандемией ограничения в Дании рождают вопросы по поводу роста в краткосрочной перспективе, однако восстановление государства в 2020 году было впечатляющим. В ближайшие два года частное потребление будет движущей силой развития Дании.
В Финляндии опережающие показатели указывают на снижение устойчивости экономики. Хотя развитие будет довольно здоровым, структурные недостатки — старение общества и слабый рост продуктивности — задержат дальнейшее экономическое развитие.
В Эстонии важной движущей силой роста будет потребление; его поддержит экспансивная фискальная политика и противоречиво оцениваемая пенсионная реформа. Экономика Эстонии в этом году сократится на 3,8%, а в 2021 году вырастет на 3,3%.
Несмотря на гораздо более мягкие ограничения, связанные с COVID-19, экономика Латвии пострадала больше, чем экономики ее балтийских соседей. Восстановлению будет способствовать экспорт. Одновременно программы поддержки ограничили рост уровня безработицы и помогли поддержать домашние хозяйства. ВВП Латвии в этом году упадет на 4,6%, а в следующем году рост составит 4,3%.
В Литве активность потребителей осталась неизменной, этому помог рост зарплат; ожидается, что восстановление в 2021-м и 2022-м году будет двигать вперед именно потребление. Литовская экономика остается самой эластичной, в этом году она сократится всего на 1,5%. В свою очередь 2021 году рост прогнозируется в размере 3%.