Шесть лет назад, когда впервые громко прозвучало наше предложение сделать 2-й пенсионный уровень на время накопления государственной пенсии частной собственностью, которую можно передавать по наследству, мы видели со стороны государства сдержанность в решении этого вопроса. И вот, ситуация изменилась...
Тогда эта осторожность явно была связана с влиянием такого решения на государственный социальный бюджет. Следует признать, что в госбюджете, в том числе в процессе его составления, мы по-прежнему не найдем ни одной графы, которая отражала бы доходы от капитала 2-го пенсионного уровня преждевременно умерших жителей.
Уже тогда, предлагая улучшения пенсионной системы, банк SEB видел, что наследование пенсионного капитала создаст долгосрочную стабильность пенсионной системы, а не краткосрочные финансовые "проблемы" в государственном социальном бюджете.
И не потому, что, например, в Эстонии 2-й пенсионный уровень — это частная собственность жителей, и считать его таковым вправе каждый из нас, но и потому, что в сущности это отложенный доход для пенсионного возраста и он полагается нам самим, поскольку мы работали и делали взносы на свои индивидуальные счета как на 1-м, так и на 2-м пенсионном уровне.
Почему для банка SEB важно ввести наследование 2-го пенсионного уровня в любой период жизни и какие изменения можем ожидать в будущем? Надо отметить, что если был оформлен полис пожизненной пенсии в компании по страхованию жизни, то 2-й пенсионный уровень в период получения капитала автоматически становится наследуемым.
После введения прав наследования изменения могут произойти не только в наших кошельках, — это изменит государственную систему в целом.
- Во-первых, возможно, жители наконец будут считать взносы социального страхования своими заработанными деньгами, а не "социальным налогом", который уходит "на какие-то непонятные государственные нужды ". Очень многие жители даже не знают размер капитала своей государственной пенсии как 1-го, так и 2-го уровня, хотя эту информацию можно найти на официальном государственном портале latvija.lv. И вдобавок, накопленный капитал государственной пенсии — это обязательства государства перед жителями.
- Во-вторых, если мы видим свое накопление, знаем, что оно действительно наше, то растет уровень доверия, это повышает заинтересованность в получении зарплаты официально, а не "в конверте". Таким образом, своим поведением мы могли бы не только способствовать уменьшению теневой экономики, но и повысить свое индивидуальное благосостояние в старости, когда возможности получения доходов сокращаются, а уровень расходов (особенно в сфере медицины), возможно, даже увеличивается.
- В-третьих, если бы капитал 2-го пенсионного уровня наследовал супруг (-а) или другие члены семьи, это стабилизировало бы финансовую ситуацию семьи в старости. Поскольку средняя заработная плата у женщин ниже, чем у мужчин (так же, как трудовой стаж в связи с воспитанием детей), а ожидаемая продолжительность жизни — дольше, это значит, что у женщин уровень доходов на протяжении всей жизни — сравнительно низкий. И в конце концов, это было бы просто нормально и правильно, если бы пенсионный капитал умершего супруга (-и) хотя бы частично выплачивался его супруге (-у), как это происходит в большинстве стран Европы.
Мы считаем, что право собственности на 2-й пенсионный уровень способствует индивидуальному участию людей в создании пенсионного накопления. Продвижение данного вопроса в Сейме — это важный шаг к воплощению в жизнь того, что мы, группа SEB, продвигали последние 6 лет. Сейчас наш голос услышан, поскольку к нему присоединились и другие.
Даце Бренцена,
председатель правления Пенсионного фонда SEB