SEB Nordic Outlook: восстановлению в Латвии способствуют экспорт и рост потребления
Дайнис Гашпуйтис
Экономист банка SEB
К концу 2022 года экономики в значительной степени вернутся к допандемийной загрузке производственных мощностей, при этом прогнозы на 2023 год — взвешенные, с небольшими изменениями на рынке труда и ростом ВВП, близким к долгосрочному тренду.
Экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис: «Мы оказались в более стабильной среде прогнозирования, и в этом году ожидаем роста мирового ВВП на 5,9%, а в 2022 году — на 4,4%. Экономика вернется к допандемийным тенденциям раньше, чем предполагалось. Мы повысили свой прогноз ВВП на 2021 год для еврозоны до 4,6% и до 4,3% в 2022 году. Крупнейшие европейские экономики по-прежнему демонстрируют существенные различия, хотя эти различия несколько уменьшились. Устойчивость экономик стран Северной Европы и Балтии очевидна. Потребление в США замедляется, а покупательскую способность сокращают отмена стимулирующих мер и высокая инфляция. В результате мы снизили прогноз ВВП США до 6% в этом году и до 4,2% в следующем году. Прогнозируется также, что рост ВВП будет немного ниже в развивающихся странах, в основном в Китае и Индии, где новые волны COVID-19 создают новые ограничения».
В странах Балтии восстановление все еще стабильное
Хотя некоторые страны сталкиваются с ограничениями мощностей, Эстония и Литва вернулись к докризисному уровню уже в первом квартале, а Латвия превзошла его во втором квартале. Напряженность, связанная с кризисом в Белоруссии, будет иметь некоторые негативные последствия для Литвы, где ВВП вырастет на 4,3% в этом году и на 3,6% в 2022-м. В Латвии восстановлению способствует рост экспорта и потребления, а также инвестиций. Основные риски связаны с медленной вакцинацией, что может привести к ужесточению ограничений осенью. ВВП вырастет на 4,3% в этом году и ускорится до 5,2% в 2022 году. Эстония пережила удивительно быстрое восстановление. В перспективе потребление будет расти благодаря крупным расходам пенсионной системы, но проблемы со стороны предложения ограничат долгосрочный потенциал. В этом году ВВП Эстонии вырастет на 6,6%, а в 2022 году — на 4,5%.
Низкий уровень вакцинации остается серьезной проблемой
Хотя ослабление ограничений помогло увеличить рост ВВП, ожидания того, что вакцины от Covid-19 обеспечат возвращение к норме, оказались преувеличенными. Во многих странах с формирующейся рыночной экономикой и в самых бедных государствах низкие показатели вакцинации по-прежнему будут серьезной проблемой. Хотя распространение инфекции COVID-19 снова увеличивается, прирост случаев тяжелого течения болезни и летальных исходов медленный. Это предоставляет правительствам более широкий выбор при введении ограничений.
Фискальная политика в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в этом году выглядит довольно нейтральной на фоне уникально крупных стимулирующих вливаний в 2020 году — в размере 5% от ВВП. Все больше внимания уделяется дополнению традиционных стимулов инвестициями в инфраструктуру, в решение проблем изменений климата и цифровизацию.
Безработица продолжает снижаться
В США уровень безработицы в июле сократился до 5,4%. В еврозоне показатель составляет 7,7%, и это всего на половину процентного пункта выше, чем показатели до пандемии. Кроме того, число компаний, испытывающих трудности с набором подходящего персонала, достигло исторически высочайшего уровня. Есть несколько причин напряжения со стороны предложения. Например, в США предложениям о трудоустройстве препятствуют закрытые школы и сложности с тем, чтобы добираться до работы, в то время как щедрые пособия по безработице снижают мотивацию к работе как таковой. В зоне евро некоторые кризисные решения осложняют участие рабочей силы, поэтому безработица этой осенью, вероятно, немного вырастет, по мере нормализации показателя участия.
Рост спроса на нефть и другие источники энергии несколько ниже, чем прогнозировалось. Однако производители нефти ОПЕК+, скорее всего, компенсируют это, продолжая ограничивать предложение, чтобы сохранять цену на уровне 65–75 долларов за баррель. Стабилизация мировой экономики, особенно путешествий и транспорта, поддержит спрос. Будут продолжены инвестиции и исследования в области альтернативных источников энергии и усилия по снижению спроса. Средняя цена на нефть в 2022 году снизится до 62,5 долларов за баррель, поскольку нефтедобывающие страны захотят увеличить объемы продаж.
Во время пандемии рост цен на жилье был необыкновенно синхронизированным. Цены выросли в 90% развитых стран. В некоторых странах годовой рост был самым высоким за последние десятилетия. Это необычно. Регуляторы и монетарной, и фискальной политики реагировали необычайно быстро, обеспечивая чрезвычайно низкие процентные ставки по ипотечным кредитам и хороший рост доходов. Балансы домашних хозяйств оказались в гораздо лучшем состоянии, чем, к примеру, во время мирового финансового кризиса. Увеличение масштабов дистанционной работы и сокращение возможностей для поездок привели к высокому спросу. Европейский центробанк полагает, что стоимость жилья необходимо лучше отражать в HICP-инфляции (гармонизированном индексе потребительских цен), этот показатель должен был бы учитываться при принятии решений по монетарной политике.
Высокая инфляция — краткосрочный рост или постоянный вызов?
Базовая инфляция в США сейчас составляет около 5%, это самый высокий уровень с начала 1990-х годов. Хотя шоки предложения продлятся дольше, инфляция в начале 2022 года снизится. Рост инфляции в США в значительной степени обусловлен краткосрочными факторами, связанными с пандемией, в то время как в Западной Европе рост инфляции менее драматичен из-за более низких стимулов. Рынок подержанных автомобилей тоже работает иначе, поэтому рост цен, как в США, крайне маловероятен. Цены производителей на потребительские товары с высокой степенью переработки начали расти. Более высокие цены на сырье также способствуют инфляции, но, за исключением нефти и продуктов питания, их влияние, вероятно, будет небольшим.
Чтобы инфляция стала устойчивой, необходим более резкий рост заработной платы. Заработная плата уже давно нечувствительна к изменениям уровня безработицы, но скоро мы снова проверим это. Некоторые структурные факторы на этот раз могут привести к несколько большему повышению оплаты труда, например, минимальной зарплаты. Однако более низкая международная мобильность и более высокий уровень заработной платы в некоторых развивающихся странах могут снизить способность глобализации ограничивать рост заработной платы. Если инфляция и инфляционные ожидания действительно вырастут, центральные банки, особенно Федеральная резервная система, могут столкнуться с дилеммой: либо напрягать экономику, что привело бы к падению цен на акции и жилье, либо потерять связь со своими целями по инфляции. Несмотря на высокий уровень инфляции, доходность облигаций довольно резко упала. Это вызвано опасениями по поводу возобновления распространения вируса. Кроме того, очевидно, что инфляция рынок не особенно беспокоит. Хотя инфляционные ожидания возобновились после их снижения в 2019-м и 2020-м годах, это указывает на высокую вероятность того, что в течение нескольких лет инфляция упадет ниже целевых показателей центробанка.
Новейший обзор банка SEB о мировой и балтийской экономике Nordic Outlook.