Дайнис Гашпуйтис: взгляд на возможный Brexit
Британский референдум о членстве в ЕС стремительно приближается, а опросы показывают неустойчивые результаты. Обобщенные Bloomberg букмекерские ставки показывают, что вероятность «покинуть» Евросоюз уменьшилась до немногим более 30%. После публикации результатов новых опросов, британский фунт укрепился.
Однако пока голосование не состоится, неопределенность сохранится. По крайней мере, относительно исхода референдума, поскольку поднятые вопросы не потеряют актуальность и после голосования. Большая часть опросов свидетельствует о 10-15 процентах неопределившихся, что тоже может склонить чашу весов в одну или другую сторону. Очень велика вероятность, что именно неопределившиеся могут принять решение в пользу сохранения нынешней ситуации и проголосовать за сохранение членства в ЕС. К этому может подтолкнуть и то, как заданы вопросы в анкете. Веру в то, что британцы не откажутся от Евросоюза укрепляет исход референдума о независимости Шотландии. Тогда опросы сулили победу сторонникам независимости, однако в результате 55,3% избирателей отделение Шотландии не поддержали.
Ситуацию может скорректировать и недавнее убийство «адвоката Евросоюза», члена британского парламента Джо Кокс. Впрочем, история свидетельствует об обратном: в 2003 году, за четыре дня до референдума о членстве Швеции в еврозоне была убита министр иностранных дел Швеции Анна Линд; ожидалось, что это поспособствует росту поддержки участия в еврозоне, но эффект не сработал.
Экономические последствия в случае Brexit, скорее всего, будут значительными. Однако стоит учитывать, что участники дискуссий подвержены соблазну драматизировать ситуацию. Чтобы избежать катастрофы, переговоры о новых условиях, вероятно, будут по возможности прагматичными. Однако в любом случае экономика пострадает. В воскресенье в интервью BBC премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призвал жителей не голосовать за выход из Евросоюза, подчеркнув, что в таком случае финансовая ситуация Соединенного Королевства ухудшится, и это может обойтись в 20-40 миллиардов фунтов стерлингов.
Финансовые рынки в ближайшие дни будут концентрироваться только на британском референдуме. Это означает, что победа сторонников Brexit отразится на рынках, что может создать непредсказуемые последствия. Поэтому многие центробанки уже заявили, что готовы к своевременной реакции и мерам по предотвращению неконтролируемого развития ситуации. Если смотреть в перспективе ближайших двух лет, то в случае выхода из ЕС Соединенное Королевство может потерять до 2% от ВВП, в то время как еврозоне это будет стоит около 1% от ВВП. В свою очередь в 15-летней перспективе ВВП Великобритании был бы на 6% ниже. Стоимость фунта стерлингов к евро упала бы на 5%, доллар укрепился бы. Цены акций на Лондонской бирже к концу 2017 года упали бы примерно на 20%, а в Германии — вплоть до 10%.
В случае выхода Великобритании изменилось бы и равновесие власти в ЕС, то есть, усилилось бы влияние еврозоны. Однако одновременно ослабло бы влияние североевропейского блока (Соединенное Королевство, Германия, Нидерланды, Северные страны и страны Балтии). Без Великобритании у этого блока не будет критической массы (35% жителей ЕС), необходимой для того, чтобы блокировать решения большинства. В случае Brexit возрастет риск внутреннего раскола Соединенного Королевства, поскольку большинство в Шотландии поддерживает членство в Евросоюзе. Еще есть сценарий, при котором британцы проголосуют за Brexit, но с небольшим перевесом. В таком случае очень вероятно, что начнутся поиски причин для еще одного пересмотра соглашения между Соединенным Королевством и ЕС. Это открыло бы двери для нового референдума. Впрочем, каким бы ни был исход голосования, вопрос о будущем Евросоюза и отношениях государств останется на повестке.
Оценивать последствия Brexit для латвийской экономики было бы несколько преждевременно. Но последствия были бы ощутимыми. Стоит учесть, что выход Великобритании оказал бы влияние на бюджет ЕС, и, соответственно, очень вероятно, что в результате были бы пересмотрены механизмы поддержки Евросоюза, в том числе и в отношении Латвии. Не зря один из самых больших евроскептиков, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан на этой неделе развернул кампанию в британских СМИ, призывая страну остаться в ЕС. Падение курса британского фунта осложнило бы и латвийский экспорт, который в прошлом году составил 488 миллионов евро. Для Латвии это был седьмой крупнейший экспортный рынок (5,1%). Главными экспортными товарами Латвии в Великобританию были древесина и изделия из нее (69%), машины, механизмы и электрооборудование (5,8%). Падение стоимости фунта стерлингов и неопределенность в экономике повлияло бы и на объем денежных переводов в Латвию. От этого пострадало бы внутреннее потребление. Стоит добавить, что происходящее с экономикой Великобритании окажет наибольшее влияние на такие страны как Ирландия и Германия. Также нужно учитывать, что неопределенность может затянуться на годы. Председатель Совета ЕС Дональд Туск считает, что в случае выхода Соединенного Королевства разработка новых условий торговли может занять семь лет.
Дополнительная информация:
Дайнис Гашпуйтис, эксперт по макроэкономике банка SEB 6 777 9994, dainis.gaspuitis@seb.lv