Мировую экономику двигает вперед инвестиционный бум, в Балтии рост опережает прогнозы
В странах Балтии рост опережает прогнозы, но напряженная ситуация на рынке труда замедлит темпы. Такой вывод следует из нового обзора мировой и балтийской экономики Nordic Outlook, подготовленного банком SEB.
В 2018 и 2019 годах мировой ВВП увеличится примерно на 4%, благодаря хорошей ситуации на рынке труда и растущим объемам инвестиций. В посткризисный период США существенно опередили Европу и уже находятся в следующем цикле монетарной политики. В свою очередь в странах Балтии рост опережает прогнозы, но напряженная ситуация на рынке труда замедлит темпы. Такой вывод следует из нового обзора мировой и балтийской экономики Nordic Outlook, подготовленного банком SEB.
Политическая неопределенность увеличивается, но экономика это игнорирует
Политическая неопределенность сейчас находится на самом высоком уровне за последние десятилетия. Самые существенные риски создают торговый конфликт США и Китая и напряжение на Ближнем Востоке после решения США выйти из соглашения с Ираном по ядерной программе. Действия президента США Дональда Трампа свидетельствуют о том, что даже сравнительно небольшие уступки со стороны его противников могут оказаться достаточными, чтобы он посчитал, что победил. В случае с Ираном эскалацию тоже можно предотвратить, однако беспокойство относительно возможных помех в сфере добычи нефти в Иране способствует росту цен на нефть. Европа также сталкивается с фундаментальными изменениями (например, Brexit), тогда как Россия и особенно Китай ищут для себя в международном обществе новые роли. Однако как свидетельствует опыт, влияние политических событий на экономические процессы чаще всего ограничено.
Успеет ли монетарная политика вернуться в нормальное русло до следующей рецессии?
В течение следующих нескольких лет многие центробанки продолжат борьбу с пугающе низкой инфляцией. Ожидается, что Федеральная резервная система США в этом году еще три раза повысит базовые процетные ставки и дважды в 2019 году — до уровня 3%. ЕЦБ остановит программу по скупке облигаций не раньше конца этого года, и сейчас прогнозируется, что первый рост ставок по вкладам ЕЦБ произойдет в июне 2019 года, а в сентябре за ним последует увеличение ставок рефинансирования до уровня 0,25%. Все больше верится в то, что в начале следующей рецессии у многих центробанков будет мало пространства для манерва, чтобы смягчить возможный спад.
Северные страны выиграют от благоприятных условий в глобальной экономике
Экономика Норвегии набирает силу, благодаря позитивным эффектам от восстановления цен на нефть. Финляндия наконец набрала темп, и в 2018 и 2019 годах ее валовой продукт будет расти на 2,5% ежегодно. В Дании, несмотря на более жесткое кредитование, потребление по-прежнему остается важнейшим фактором роста. Развитие Швеции сбавляет темп. После падения в конце 2017 года цены на жилье стабилизировались. Повышение важнейших процентных ставок откладывается, несмотря на то, что инфляция превышает цель. Хорошая ситуация на рынке труда создает благоприятные условия для домашних хозяйств, однако их покупательную способность ограничат растущие цены на энергоресурсы и рост цен на импорт, который создает слабая крона.
Балтия растет быстро, но рынок труда будет ее тормозить
Рост в странах Балтии замедляется, однако он по-прежнему стремительный – особенно в Латвии. Прогнозы в отношении Эстонии и Литвы более осторожные. Нехватка доступа к ресурсам на рынке труда, растущее напряжение расходов и потеря конкурентоспособности — вызовы, которые сохранятся в долгосрочной перспективе.
Латвия продолжает демонстрировать уверенный рост ВВП, который опирается на многие секторы экономики. Прогнозируется постепенное снижение темпа, поскольку обострится дефицит работников на рынке труда. Реальные доходы домашних хозяйств в ближайшее время продолжат расти, укрепляя также рост ВВП. Неопределенность после кризиса ABLV Bank повлияет на экономический рост Латвии, однако эти последствия, скорее всего, будут несущественными.
Рост ВВП Эстонии в 2017 году превзошел все прогнозы. 4,9% — самый стремительный темп с 2011-го. Сейчас ожидается, что рост приблизится к его долгосрочному потенциалу — 3,5% в 2018-м и 3% - в 2019-м годах, и обеспечат тягу как внутренний спрос, так и экспорт. Однако дальнейшие перспективы неясны, поскольку рост в промышленном секторе замедлился и эффект от снижения подоходного налога с населения на потребление по-прежнему неизвестен. Напряжение на рынке труда ограничивает возможности роста в среднесрочной перспективе.
Экономика Литвы в первом квартале 2018 года выросла на 3,6%, благодаря существенному росту в промышленности и инвестициях. Стремительно растут зарплаты, и это выгодно для домашних хозяйств, однако этот же рост угрожает конкурентоспособности экономики. Правительство ознакомило с запланированными реформами, которые включают в себя также инициативы, которые оцениваются позитивно, но в целом они создают риск ухудшения баланса бюджета.