Глобальная экономика: cлабый свет в конце туннеля
В результате пандемии Covid-19 мировая экономика оказалась в непредвиденно сложной ситуации. Почувствовать влияние масштабных стимулирующих мероприятий со стороны правительств и центробанков удастся только спустя время. Безработица нынешней осенью увеличится до уровня, который не прогнозировался с 30-х годов прошлого века. ВВП в развитых странах в этом году сократится на 7%, после чего последует рост в размере 5%. Несмотря на сравнительно более стремительное выздоровление, чем в сопоставимых исторических кризисах, уровень ВВП в конце следующего года будет ниже предыдущих прогнозов, а уровень безработицы — выше.
Различия в изменениях ВВП среди стран в этом году в большинстве случаев будут зависеть от того, насколько серьезно на них повлияет Covid-19 и насколько успешной окажется выбранная стратегия ограничений. Мы ожидаем, что в таких странах как Италия, Испания и Соединенное Королевство ВВП уменьшится на 10% или больше. Между тем в США, Германии и Швеции будет наблюдаться спад примерно в размере 6-7%. В Китае уже начался процесс выздоровления, в том числе в промышленности, однако повторная вспышка вируса и негативное влияние других стран не позволит росту ВВП в этом году превысить 2%. В группе стремительно развивающихся стран будет наблюдаться падение ВВП впервые со Второй мировой войны.
Согласно нашему базовому сценарию, экономики откроются постепенно и осторожно. Восстановление начнется в третьем квартале. Но вторая волна косвенного влияния ожидается осенью, поскольку безработица в разных странах достигнет 10–15%. Низкая загрузка мощностей будет тормозить инвестиции, в свою очередь высокий уровень безработицы отразится на ценах на жилье и потреблении домашних хозяйств. Закрытие магазинов и уменьшение необходимости в офисных помещениях навредит рынку коммерческой недвижимости и создаст напряжение в банковских системах. Несмотря на кажущийся внушительный рост ВВП в следующем году, в силу упомянутых обстоятельств уровень ВВП в конце следующего года будет намного ниже тех прогнозов, которые высказывались до вспышки коронавируса.
Поскольку сейчас царит чрезвычайная неопределенность, само собой разумеющийся шаг — оценить различные сценарии. Главный фактор неопределенности связан с тем, насколько быстро экономика способна возобновить свою полноценную деятельность. Негативный сценарий предусматривает, что большая часть экономик вернуться к полноценной деятельности не сможет и во второй половине 2020 года. В таком случае ВВП в странах ОЭСР в этом году уменьшится примерно на 12%, а безработица вырастет примерно до 20%. Волна банкротов создаст давление на финансовую систему, и формирующие экономическую политику будут вынуждены ввести чрезвычайные мероприятия, которые в мирное время мы не переживали. В нашем самом позитивном сценарии спад ОЭСР ограничивается показателем до 5%, поскольку экономика восстанавливается быстрее и стимулирующие мероприятия дают большой эффект.
Стимулирующие экономику меры были предприняты существенно раньше, чем во время предыдущих рецессий. Мы полагаем, что общая сумма пакетов правительств, центробанков и надзорных учреждений составляет 17,5 триллиона долларов США (примерно 20% от мирового ВВП). Это уменьшает риск развития депрессии, но и может привести к негативным долгосрочным последствиям. Мероприятия фискального стимулирования в сочетании с номинальным спадом ВВП во многих странах вызовут рост долга государственного сектора на 15–20% от ВВП. Сильная монетарная экспансия в сочетании с закрытыми границами создаст новые долгосрочные риски инфляции. Однако в краткосрочной перспективе будет доминировать давление спада, которое создает снижение цен на энергию. Темп инфляции в этом году будет примерно на нулевом уровне.
Путем агрессивного снижения главные процентные ставки приблизились к нулю, однако многие центробанки не хотят продвигаться глубже на территорию негативных ставок. Повышение краткосрочных процентных ставок — очень далекая перспектива. Между тем, центробанки все больше готовы принять превышение целей инфляции. Инъекции ликвидности центробанков и желание покупать также корпоративные облигации помогли уменьшить стресс на финансовом рынке. Рынки акций выздоровели, поскольку инвесторы переключили внимание с краткосрочного краха экономики на надежды — в пользу корпоративной прибыли. В условиях низких процентных ставок также проще обосновать исторически высокие цены акций. Но оптимизм рынка акций входит все в большее противоречие с мрачной экономической средой, что будет проверено этой осенью, поскольку безработица продолжает расти, а цены на недвижимость и активность инвестиций уменьшаются.
В связи с более осторожной стратегией ограничений экономики Швеции, падение ее экономики будет меньше, чем в других странах. Однако в этом году спад ВВП на 6,5% станет крупнейшим в современной истории. Вспышка Covid-19 в сочетании с падением цен на нефть негативно скажется на экономике Норвегии. ВВП континентальной части (за исключением нефти, газа и пароходства) в этом году сократится на 7,4%. Выздоровление экономики будет медленным, и ее затормозит падение спроса на нефть и высокая безработица. Ограничения позволили Дании избежать большой вспышки вируса, но экономические последствия будут тяжелыми. ВВП уменьшится на 10%, после чего последует рост в размере 9% в 2021 году. В Финляндии ограничивающие мероприятия и вторичное влияние укрепляет спад экономики, который начался уже до этого. ВВП в этом году сократится на 9%, после чего последует рост в размере 5%. Финляндии нужно будет провести еще ряд мероприятий, чтобы на этапе выздоровления не отставать от других стран. Коронавирус вызовет также большое падение ВВП в экономиках Балтии, но последствия будут менее тяжелыми, чем во время глобального финансового кризиса. ВВП в Литве и Латвии в этом году упадет примерно на 9% и почти на 10% в Эстонии, после чего последует восстановление в размере 5–6%.