Иева Тетере: Инвестировать в детей или в новое производство – можем ли мы рассчитать выгоду для общества?
Дети – наше будущее. С этим, думаю, согласны все. Об этом мы много говорим, но делаем ли? Умеем «отчитываться» за асфальтированные городские улицы и построенные новые производства, но умеем ли мы измерить отдачу от инвестиций в детей и доказать налогоплательщикам и избирателям, что действовали как ответственные хозяева? Эти вложения нельзя продемонстрировать так же удобно и наглядно, как улучшения инфраструктуры.
Иева Тетере
председатель правления банка SEB
Почему меня это волнует? Потому что обеспечивая семьи, мы обеспечиваем экономику. В нынешних геополитических условиях больше чем когда-либо важно, чтобы у нас подрастало критически мыслящее, творческое и смелое новое поколение. Очевидно, что не всегда проблема в доступности финансирования – мы видим, что Европейский фонд восстановления предоставляет замечательные возможности обратить внимание на эту сферу, однако пока мы остановились на том, что в первую очередь будем инвестировать в инфраструктуру. Мы снова хотим всего лишь поставить галочку, показать, что за короткий период выполнили цели, поставленные Европейским Союзом? Нам следовало бы использовать это финансирование более целенаправленно, инвестируя в устойчивость общества – например, в детей. Таким образом мы могли бы добиться отдачи вплоть до 13%, поскольку люди – самый важный ресурс, в который стоит вкладывать.
Не только экономически, но и интеллектуально мы больше добились в тех странах, где детям уже с раннего возраста доступны профессиональные услуги в сфере образования и ухода. К сожалению, Латвия по этим показателям пока в большинстве случаев находится внизу – если в странах, которые занимают верхние строчки, вовлечение детей в раннее дошкольное образование может достигать вплоть до 70%, то в Латвии - около 20%. 1
Отдача от инвестиций может достигать 7-13% на одного ребенка
Профессор экономики Чикагского университета (США) Джеймс Хекман (James J. Heckman) исследовал экономические аспекты потенциала людей, чтобы понять, насколько выгодны ранние инвестиции в детей. Исследования были начаты в 60–70-е годы прошлого века и проводились на протяжении нескольких поколений. Это дает возможность оценить и измерить не только достижения одного поколения, но и успех и развитие их детей и внуков.
В своих исследованиях Дж. Хекман доказывает, что отдачу от таких вложений можно реально рассчитать, и она может достигать вплоть до 7-13% в год на одного ребенка. Например, в рамках программы Abecedarian/CARE профессор рассматривал инвестиции в детей с рождения до пятилетнего возраста и следил за их развитием также во взрослой жизни. Самая большая отдача от инвестиций наблюдается, когда они начинаются с рождения – в таких случаях она может достигать даже 13% за каждый инвестированный доллар в детей, у которых иначе не было бы возможности получить уход и образование высокого качества. 2
В странах OECD очень по-разному: вовлечение от 10% до 70%
Доклад Организации экономического сотрудничества и развития (англ. - Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) за 2016 год об инвестициях государств в раннее образование детей демонстрирует существенные отличия. В среднем в этих странах образование и уход доступны одному из трех детей в возрасте до 3 лет. В Исландии и Дании этот показатель составляет шесть из десяти детей, в свою очередь в Чехии и Словакии – меньше одного ребенка из 20 детей. Как я уже упоминала, в Латвии этот показатель составляет примерно 20%, тогда как в самых успешных странах вовлечение оценивается примерно в 70%.
Дания, Исландия и Швеция существенно выделяются также тем, что способны обеспечить высокое вовлечение в ранний уход за детьми равноценно как для состоятельных семей, так и для семей с более низкими доходами. Например, в Дании самоуправления обязаны предоставлять эти услуги детям начиная с шестимесячного возраста, а в Швеции каждому ребенку с года выделено 15 часов в неделю в образовательном учреждении. 3
Безусловно, ранний уход и образование существенная статья расходов для семьи – по данным OECD, она может достигать от 10% семейного бюджета вплоть до 40% от бюджета в менее обеспеченных семьях. С целью способствовать равноправному доступу страны должны обеспечить, чтобы эти расходы были сведены к минимуму, особенно для семей с низкими доходами.
Предотвратить существенные расходы в будущем на здравоохранение, социальный уход, коррекцию
Мы как банк хотим видеть образованное и развитое общество. Сегодняшние дети – наши будущие клиенты. Если они будут знающими, состоятельными, творческими и амбициозными, то это создаст добавленную стоимость для всех нас, мы уменьшим дефицит и укрепим экономику.
По данным исследований, проведенных Дж. Хекманом и другими, ранние инвестиции в развитие детей выгодны как для самих детей, так и для взрослого общества и экономики. Дети, которые получили качественное образование в раннем возрасте, будут намного лучше успевать в школе, будут творческими, любознательными, желающими изучать окружающий мир и действовать. Ментальное здоровье и эмоциональный интеллект этих детей будут более высокого уровня. Дети будут меньше болеть и меньше пользоваться услугами здравоохранения – мы сможем экономить на расходах в сфере здравоохранения. Если такое образование равноценно хорошо обеспечим также для семей с низкими доходами и для семей с неблагоприятными условиями, то сможем меньше инвестировать в работу коррекционных учреждений.
Ранние инвестиции в детей вносят существенный вклад также во взрослое общество. Если учреждения по уходу и образованию доступны, родители могут вернуться на работу и в экономическую деятельность. Если такой возможности нет, родители могут потерять работу, квалификацию, отказаться от карьерного роста, не продолжить учебу.
Начни с себя: практические шаги в своем самоуправлении, на своем предприятии
Инвестиции в детей – это не что-то далекое и централизованное, за что отвечает только государство или Евросоюз. Мы можем поддержать эту сферу, начиная с совершенно практических вещей – как в самоуправлениях, так и на малых и крупных предприятиях. Почему у Латвии это пока не получается? На мой взгляд, следует говорить о двух факторах.
Во-первых, эти услуги недоступны. У наших детей должны быть равноправные возможности проводить время в учреждениях по уходу и образованию, независимо от уровня дохода их родителей. В 2017 году исследователи Видземского университета анализировали ситуацию в Видземе – сколько времени дети до трех лет проводят в неделю в дневных центрах по уходу. В Латвии это были примерно лишь 16%, в Эстонии – 19%, в Литве – 10%. В Дании этот показатель составлял примерно 68%, в свою очередь в среднем в Евросоюзе – 14%. 4 Это означает, что у нас государству и самоуправлениям в связке с частным сектором нужно активнее думать о том, как обеспечить данную услугу детям в возрасте до трех лет.
Детский сад в стандартном понимании не всегда единственное решение. Это могут быть и другие форматы – например, вопрос предоставления родителям возможности на несколько часов в день передать своего ребенка в руки профессионалов стоит решать в сотрудничестве с сектором негосударственных и других организаций.
Во-вторых, существуют определенные предубеждения – наши молодые родители нередко считают, что могут обеспечить своим детям достаточное образование вплоть до школьного возраста. Но это заблуждение. Нужны профессиональные учителя и совместное времяпровождение с другими детьми именно в первые годы жизни. Нам надо понять, что навыки создают новые навыки, особенно, если мы говорим о детях, которые растут в социально неактивных, изолированных семьях. Если мы предоставляем поддержку и возможности довольно в раннем возрасте, дети смогут развить навыки и добиться большего.
Также важную роль играет работодатель – он должен способствовать тому, чтобы у родителей была возможность учиться и работать. Особенно нужно подумать о молодых родителях, предоставляя им возможность трудиться неполный рабочий день, эластично планировать его, выполнять обязанности дистанционно – в том числе в случае необходимости из другого города или страны. Следует думать о программах мотивации для работающих родителей – это могут быть дополнительные выходные или другие преимущества.
Я уверена, что инвестиции в человеческий капитал – это инвестиции с самой высокой отдачей, если мы осуществляем их качественно, своевременно и профессионально. Это вложение с вектором движения только вверх, и в будущем оно станет еще более доходным – каждое следующее образованное поколение будет больше заботиться о своих детях и их образовании, каждое следующее поколение получит хорошее образование и поэтому будет осознавать его ценность и необходимость для своих детей. Кроме того, каждый ребенок, который получит хорошее образование, внесет реальный вклад в экономику и общее ее развитие.
Иева Тетере
председатель правления банка SEB
1https://www.oecd.org/els/family/Who_uses_childcare-Backgrounder_inequalities_formal_ECEC.pdf
2https://heckmanequation.org/www/assets/2017/01/w23479.pdf
3https://www.oecd.org/els/family/Who_uses_childcare-Backgrounder_inequalities_formal_ECEC.pdf
4http://journals.rta.lv/index.php/SIE/article/view/2247/2453